8

ВОЗДАЯНИЕ  ДОЛЖНОГО ПОЧИТАНИЯ ДЕВЕ МАРИИ

Можно смело сказать, что ни одна из дочерей человеческих в истории не была более не­правильно понята современным христианством, чем Дева Мария.

Вероятно также, что если не удастся преодо­леть разногласия между двумя ветвями христиан­ства, касающихся Марии, то причиной этого будет упорное нежелание иметь дело с библейским дан­ными.

Я слышал, как Билли Грэм говорил по меньшей мере полдюжины раз в течение ряда лет: "Мы, евангельские христиане, не воздаем Марии подо­бающего Ей почитания".

  Его утверждение поднимает ключевой вопрос о Марии: каково подобающее ей почитание? Преж­де, чем искать ответ в Писании, давайте откровен­но признаем проблему, которая делает нашу зада­чу намного более трудной, чем она должна быть.

Напряженная эмоциональная атмосфера, кото­рая окружает этот предмет, приводит к притупле­нию нашей объективности в рассмотрении вопроса о Марии. Воспитание, которое получают многие из протестантов, учит подвергать сомнению или даже отрицать почитание, воздаваемое Марии в христи­анском богослужении и искусстве. По этой причи­не наше мнение часто оказывалось сформирован­ным заранее. Мы позволяли своим предубеждени­ям окрасить наше понимание даже текстов Писа­ния, касающихся Марии. Мы не позволяли фактам говорить самим за себя.

Когда мы попытались взглянуть на Марию честно и открыто — а это было для нас нелегко — мы обратились в первую очередь к Библии, кон­кретнее, к Новому Завету. Затем мы перешли к Ветхому Завету. В процессе нашего исследования мы также рассмотрели высказывания ранних отцов Церкви по данному вопросу. Мы взглянули на историю Церкви в целом, чтобы попытаться по­нять и то, как Дева Мария почиталась подобаю­щим Ей образом, и то, как прокрались неверные представления о Ней.

Свидетельства Нового Завета

Итак, чему же учит Новый Завет о Деве Марии? Мы можем найти по меньшей мере четыре основ­ных ответа на данный вопрос.

Мария — величайшая из всех

людей, когда-либо живших

В то время, как Господь Иисус Христос открыл нам, что на земле не было более великого человека из рожденных женами, чем Иоанн Креститель, и архангел Гавриил, и святая Елисавета сказали Марии: «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28. 42).

Она является благословеннейшей по несколь­ким причинам, главная из которых та, что они приняла, выносила, родила и воспитала Самого Спасителя наших душ. Тот, Кто сегодня занимает небесный престол Давида и царственно восседает по правую руку от Бога Отца, вочеловечился и стал нашим Спасителем через Ее чрево. Она была избрана Отцом, чтобы произвести на свет Его Еди­нородного Сына.

Мария стала первой в истории личностью, ко­торая сподобилась встретить и принять Христа как своего Спасителя. Мы с вами призваны воцарить Господа в наших сердцах и жизнях — следуя в этом примеру Марии. В раннехристианской исто­рии Она именуется «первой из искупленных».

Я помню, как несколько лет назад вошел в цер­ковь в пригороде Чикаго и увидел изображение, или икону, Марии с простертыми руками в центре

  апсидной стены точно за алтарем. Моим первым чувством было удивление, почему не один Христос был изображен в этом особом месте в церкви, хотя Он и был показан в большом круге, наложенном на сердце Марии.

Когда я спросил, с чем связано такое располо­жение Ее образа, бывший со мной православный богослов пояснил: "Это одна из величайших еван­гельских икон во всей Церкви. То, что вы види­те — это Христос, пребывающий как Господь в жизни Марии, и Ее простертые руки означают приглашение нам с вами позволить Ему пребывать в наших жизнях, так же, как в Ее". Я по сей день нахожусь под воздействием этой иконы. Ибо она служит для всех нас примером полного предания своей жизни Иисусу Христу.

Мария благословенна также потому, что Она обрела благодать в глазах Божиих. Приветствен­ными словами Гавриила к Ней были: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» (Лк. 1:28). Затем он успокоил Ее, сказав: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1:30).

Что делает человек, чтобы стать Божиим из­бранником, получить от Него награду? Помните Корнилия в 10 главе книги Деяний? Он был первым иноплеменником, обратившимся ко Христу, — «благочестивый и боящийся Бога..., творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10:2). Двумя стихами ниже ему было сказано в видении: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом». Господь об­ратил внимание на его ревностное служение и подал ему спасение. Подобным же образом чисто­та Марии обрела благодать у Бога, и она была из­брана, чтобы дать рождение Его Сыну.

Хочу ли я сказать, что спасение зарабатывает­ся человеческими достоинствами? Ни в коем слу­чае! Как ни похвально для нас жить в чистоте, нравственная жизнь сама по себе еще не является достойной спасения. Иначе почему Марию называ­ли первой из искупленных или почему Корнилию необходимо было креститься во Христа Апосто­лом Петром? Молитва и праведная жизнь, однако, привлекают внимание Бога. Когда мы ищем Его всем своим сердцем, мы находим Его! Когда мы от­даем Ему все, что имеем, саму нашу жизнь, мы ста­новимся Божиими избранниками. Именно это сде­лала Мария, и именно поэтому Она должна прини­маться нами как величайшая из всех в истории до­черей человеческих.

Мария — образец христианской жизни

Православная Церковь учила с самого начала, что Мария является ярчайшим примером или про­тотипом того, что случается с личностью, совер­шенно верующей в Бога. Всего, чем мы стремимся стать во Христе, Она уже достигла. Все мы долж­ны «принять» Христа (Ин. 1:12). И, как уже отме­чалось выше, Мария была первым человеческим существом, принявшим Христа. Из миллионов, по­святивших свою жизнь Христу, Мария была пер­вой и совершеннейшей. Следовательно, всем, что

  обещано нам в Священном Писании, Мария уже обладает.

Наш образец послушания. Хотя Бог несомнен­но знал, что Мария желала угодить Ему, Он не принимал Ее служение как необходимо, принуди­тельно должное. Ангел объяснил Ей, как должен явиться Христос. «Дух Снятый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождае­мое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).

Теперь Марии предстояло принять решение. Согласна ли Она? Вслушайтесь в Ее ответ, ибо он является входом в мир духовного делания для всех нас. «Се, раба Господня, — сказала Мария. — Да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Даже если мы совершенно искренни в своем желании следовать за Богом, Он никогда не при­зовет нас к этому без нашего согласия. Подобно Марии, мы должны свободно согласиться быть у Него в послушании и следовать Его воле.

Кстати сказать, спустя около тридцати лет Марии снова представилась возможность просла­вить Своего Господа. Она была с Иисусом на свадьбе в Кане Галилейской. Слуги, которые были ответственны за празднество, обнаружили, что у них кончилось вино. Мария не имела никаких со­мнений насчет того, кто может решить их пробле­му. Указывая на Своего Сына, Господа Иисуса (Ин. 2:5), Мария сама всю свою жизнь следовала совету, данному Ею этим слугам. Это и является причиной того, что она служит всем нам примером христианского послушания.

  Наш образец чистоты и святости. Нам, ко­торые названы святыми братьями (Евр. 3:1), повелено быть святыми, потому что свят Бог (1 Петра, 1:15—16). Мы должны представить наши тела в живую жертву (Римл. 12:1). Так разве не естест­венно, что Мария, чье тело восприняло Бога Во­площенного, должна именоваться Церковью «свя­тейшей из всех»?

Если, как Церковь, мы призваны не иметь «пятна или порока или чего подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефес. 5:27), то не следует ли отсюда, что Она, которая является ро­дительницей Господина этой Церкви, должна об­ладать такой же святостью? Разумеется, мы имеем все основания взирать на Марию как на свой при­мер святости и чистоты.

Наш образец царского достоинства и заступ­ничества. Если Священное Писание провозглаша­ет всех нас царями (Откр. 1:16), так ли странно, что Церковь относится к Марии как к Царице? Если Библия обещает, что мы с вами будем судить ангелов (1 Кор. 6:3), так ли удивительно, что Цер­ковь воспевает Марию как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим»?

Помимо того, что Мария по милости и силе Божией победила грех и смерть, она была увидена на небе Псалмопевцем в проблеске пророческого взгляда. Ибо в 10 стихе 44 псалма Царем является Христос, Царицей, стоящей по правую сторону от Него — Мария. Так и должно быть. Если Бог может сделать нас «царями и священниками» (Откр. 1:6) в вечности, Он несомненно обладает прерогативой увенчать Марию еще более высоким титулом в не­бесной иерархии.

Если Апостол Павел учит нас, как царственное священство, молиться «во всякое время духом... за всех святых» (Ефес. 6:18), так ли чрезмерно испо­ведовать со всей Церковью, что святая Мария (вместе со всеми святыми, которые перешли от смерти к жизни и непрерывно предстоят перед Христом) ходатайствует перед Своим Сыном от имени всех людей? Ибо Мария является прототи­пом того, чем все мы должны быть.

Мария — мать Бога

Здесь мы затрагиваем вопрос, более чувстви­тельный для многих из нас. Это одна из тех эмо­циональных проблем, о которых я упоминал ранее. Нравится нам это или нет, но Библия учит, что Мария является Богоматерью. Давайте сначала посмотрим текст, а затем обсудим, почему этот ти­тул так важен для нашей христианской жизни в Церкви.

После того, как Она зачала в Своем чреве Христа, Мария посетила дом родственников — За-харии и Елизаветы, которые должны были вскоре стать родителями Иоанна Крестителя. Когда Мария приветствовала Елисавету, та назвала Ее «Благословенной» и сказала: «И откуда мне сие, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43). Елисавета знала, что ее Господь, Мес­сия Израиля, был Богом. Ей с детства были извест­ны слова: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш,

  Господь един есть» (Втор. 6:4). И она знала, что ее Господь находился в чреве Марии.

Этот титул — Матерь Божия — приобрел ог­ромную важность в четвертом столетии, когда ере­тик по имени Несторий — человек, занимавший высокое положение в Церкви, — провозгласил, что находившийся в чреве Марии был, несомненно, человеком, но не был Богом. Православные хрис­тиане в один голос заявили: "Ложь! Считать Хрис­та кем-то иным, кроме Бога во плоти, противоре­чит христианству. Ибо если Тот, Кто был в чреве Марии, не является Богом, мы мертвы в наших гре­хах". Чтобы защитить совершенную божествен­ность Христа, Церковь всегда настаивала, чтобы Мария по праву называлась, как это было открыто Елйсавете, Богоматерью.

Этот титул, разумеется, не означает «мать Святой Троицы», поскольку Святая Троица не имеет матери. Так же как он не означает, что Мария сотворила Личность, являющуюся Богом Сыном. Он говорит о Марии, как о Богоносице (по-гречески — Theotokos), Матери Сына Божия, воспринявшего совершенное человечество в Ее чреве.

Когда человек покупает большой участок земли и выгоняет скот пастись на нем, он ограж­дает свое пастбище. Он делает это для того, чтобы обезопасить свой скот, не дать ему разбрестись и отбить охоту у воров. Подобно этому. Церковь ставит догматические ограждения вокруг своих фундаментальных истин. А ничто не является более основным и важным для нас, чем божественность Христа. Поскольку Христос — Бог, мы уста­навливаем твердую и безоговорочную ограду во­круг Его Божества нашим непоколебимым испове­данием того, что Мария — Матерь Божия.

Так же как мы настаиваем на девственном рож­дестве Христа, мы настаиваем на том, что в тече­ние тех девяти месяцев, когда Мария носила Его в Его человечестве, Он в каждый момент был в рав­ной мере совершенным Богом. Таким образом, мы говорим смело и твердо, что Мария — Матерь Божия, Theotokos, Богоносица. Утверждать что-либо меньшее означает вставать на сторону тех, кто отрицает Божество Христа.

Мы должны почитать Марию

и называть Ее благословенной

Теперь настала очередь самого тяжкого испы­тания. Оказывается, Мария не только блаженней­шая из женщин, наша модель христианской жизни и Матерь Божия, но, кроме того, мы призваны чтить и благословлять Ее. Почему мы так решили? Этому учит нас Библия.

Во время своего трехмесячного пребывания в доме Елисаветы, Мария произнесла одну из краси­вейших во всем Писании молитв хваления Господа. Она начинается словами «Величит душа моя Гос­пода» и известна под названием «Песнь Пресвя­той Богородицы».

В этой молитве, внушенной Духом Святым, Мария пророчествует: «ибо отныне будут убла­жать Меня все роды» (Лк. 1:48). По существу, все поколения в истории Церкви именно так и делали; лишь в последние два столетия эта практика была нарушена. Наше поколение американских христи­ан переполнено теми, кто отказывается благослов­лять Ее, и мы должны изменить такое положение вещей. С самого начала документально зафикси­рованного христианского богослужения право­славные христиане проявляли особую заботу о том, чтобы воздавать должное почитание Марии во время служения литургии. Сохраняя древний гимн, который начинается со слов «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу». Она на­зывается в этом гимне также «присноблаженной и пренепорочной». Библейское повеление почитать Марию должно воспринимать серьезно и следо­вать ему.

Она вне всякого сомнения заслуживает почита­ния и благоговения. И поскольку Христос — наш старший Брат, Первенец из многих братьев, мы также почитаем Деву Марию как свою Мать и свою Госпожу. Подобно тому, как Ева была мате­рью старого Адамова рода, Мария — подлинная Мать нового рода: Тела Христова, Церкви.

Возможно, именно отказ от почитания Марии является одной из причин того, что наше поколе­ние отказывается почитать кого бы то ни было во­обще. Например, когда в следующий раз по теле­визору будут показывать президентскую пресс-конференцию, понаблюдайте внимательно, как ведут себя некоторые представители прессы! От­нюдь не пытаясь просто получить информацию, многие имеют своею целью лишь шантаж и предна­меренную непочтительность.

 В то время, как Слово Божие учит нас чтить царя (1 Петр. 2:17) и быть почтительными друг ко другу (Римл. 12:10), наше поколение, по-видимо­му, находит удовольствие в вызывающем поведе­нии и оскорблении других людей, особенно тех, кто стоит у власти. Мы — верующие в Библию христиане — не только обязаны отдавать честь тому, кому она подобает (см. Римл. 13:7), но также призваны Богом благословлять Матерь нашего Бога. Мы не можем игнорировать это положение Писания.

Ветхий Завет и Дева

Мы знаем, что Ветхий Завет — это не просто вдохновенное повествование об истории человече­ства или Израиля в частности. На его страни­цах — и это на самом деле главное его значение — содержатся пророческие свидетельства о Господе нашем Иисусе Христе. Его образ присутствует по­всюду. Моисей был прообразом Христа в том, что вывел свой народ из плена в землю обетованную. Давид символизировал Христа как царя Израиля. Адам олицетворял образ Христа — главу челове­ческого рода.

Часто остается незамеченным, однако, тот факт, что Дева Мария также видна на пророческих страницах Ветхого Завета. Большинству христиан известно, что пророк Исаия предсказывает непо­рочное зачатие Христа Марией, когда пишет:«Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во

  чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исаия 7:14). Но есть и много других мест, в которых также говорится о Марии.

Приснодева

С самых ранних лет существования Церкви Марию называли не только Девой, но Приснодевой. Под этим подразумевалось, что Она никогда не имела супружеской близости с Иосифом, ни до, ни после рождения Христа. Ранние отцы часто ссылаются по этому поводу на книгу Иезекииля. Там говорится: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворят­ся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 4:1—2).

В традиционном толковании этого отрывка Мария рассматривается как храм, а Христос — как Царь мира. Упомянутые в отрывке ворота счи­таются дверью в чрево Марии, через которую Христос вошел в наш мир. Вы можете не найти такую интерпретацию в некоторых из сегодняш­них комментариев, но ее придерживалось огром­ное большинство ранних отцов Церкви, также как многие лидеры Реформации — особенно Мартин Лютер и Джон Кальвин.

Дева Рождества Христова

Здесь, однако, иногда задают следующий во­прос. Если Мария оставалась Девой, почему Евангелие от Матфея говорит нам, что Иосиф не знал свою жену до рождения Христа (см. Мф. 1:25)? Такая постановка вопроса с православной точки I зрения является, прежде всего, грубо материалистическим непониманием духовной жизни.

С точки зрения Писания наличие фразы «как наконец Она родила Сына Своего первенца» не означает автоматически, что Иосиф должен был иметь с Ней супружескую близость позднее. И в греческом, и в еврейском языках слово «пока» или «до» может иметь несколько значений. Мы находим его во 2-й книге Царств: «И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее» , (2 Цар. 6:23). Оно употребляется снова в еванге­лии от Матфея, где воскресший Христос говорит: «Се, Я с вами во вся дни до Окончания века» (Мф. 28:20). И во Второзаконии 34:6 мы читаем: «и погребен [Моисей] на долине в земле Моавитской против Беф-Фесагора, и никто не знает места по­гребения его даже до сего дня».

Очевидно, использование этого слова в приве­денных отрывках не подразумевает, что у Мелхо­лы появился ребенок после ее смерти, что Христос не будет с нами в конце мира, или что место захо­ронения Моисея было обнаружено на следующий день после того, как был написан 6 стих 34 главы Второзакония. Следуя той же логике, слово «пока» у Матфея 1:25 ни в коем случае не означа­ет, что Иосиф и Мария якобы могли начать супру­жеские отношения после рождения Христа. Такое учение отсутствует в Писании, противоречит твер­дому убеждению всей ранней Церкви и является грубо кощунственным в глазах православных христиан оскорблением высочайшей святости Божией Матери.

Братья и сестры Христа

Но разве Библия не упоминает также о братьях и сестрах Христа?. Кем они были и откуда поя­вились?

Сразу подчеркнем, что Писание иначе употреб­ляет родственные понятия, чем мы. В нескольких текстах Авраам и Лот также назывались братьями, хотя Лот был на самом деле племянником Авраа­ма. И Иаков и Лаван назывались братьями, не­смотря на то, что Иаков был сыном Ревекки, сес­тры Лавана.

Таким образом, Писание умалчивает о природе родственных связей между Христом и этими бра­тьями и сестрами. Ранние отцы Церкви слегка рас­ходятся в своем понимании значения данных тер­минов. Некоторые, такие как Св. Амвросий, счита­ли, что они подразумевают детей Иосифа от пер­вого брака. Другие учили, что здесь имеются в виду двоюродные братья и сестры Христа. Но в одном согласны все: между Марией и Иосифом не было и не могло быть никаких отношений, уничи­жающих Ее величайшее, превосходящее всякое че­ловеческое понимание Богоматеринское достоин­ство. Многие древнехристианские писатели назы­вают Ее первой и "величайшей монахиней.

Другие предания — истинные и ложные

Есть еще два положения вероучения о Марии, заслуживающие краткого упоминания и рассмот­рения. Первое — Ее телесное вознесение на небо, второе — Ее непорочное зачатие.

Взятие Пресвятой Девы на небо (Успение)

В ранней Церкви было широко распространено мнение о том, что тело Марии вскоре после ее смерти было взято на Небо. Впоследствии Римская Церковь догматизировала это убеждение, в то время, как Восточная Церковь воздержалась от та­кого официального признания. Большинство хрис­тиан согласны, что такое чудо является установив­шимся библейским прецедентом, примерами кото­рого являются Енох и Илия. Кроме того, нет ни­каких известных свидетельств о мощах Пресвятой Девы. Вознесение Богородицы может с увереннос­тью рассматриваться как историческое христиан­ское предание, хотя и не отраженное в Писании.

Непорочное зачатие Марии

Что касается непорочного зачатия Марии, то это учение было неизвестно в древней Церкви и присутствует исключительно у современных римо-католиков. Пытаясь очистить Марию (и оградить Христа) от пятна греха, догмат о непорочном за­чатии утверждает, что Мария была зачата и рож­дена предохраненной от первородного греха. Дан­

  ный догмат не имеет никаких оснований ни в Пи­сании, ни в Символе веры Церкви. Отсутствие та­кого догмата нисколько не умаляет веру право­славных христиан в высочайшую, исключительную святость Марии.

Какие бы перегибы ни допускались в истории, даже Римская Церковь никогда официально не ве­ровала и не учила, что Мария в каком-либо отно­шении равна Троице. Такие обвинения иногда вы­двигаются критиками Римской Церкви, но они без­основательны.

Мария и спасение

В конце православной вечерни священник вос­клицает: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Действительно ли Мария может спасти нас? Да, и вот почему.

Несомненно, мы верим, что Мария чиста и свята, что она правит вместе со Христом, что она молится за нас. Мы знаем, что Мария всецело под­чинила Свою волю воле Божией, таким образом в полной мере содействуя достижению Божествен­ной цели. А мы знаем, что несомненной целью Бога является спасение верующих во Христа. Так что мы по меньшей мере можем сказать, что Мария озабочена нашим спасением и желает его. Это относится ко всем верующим.

Поэтому первоначальный вопрос: «Может ли Мария спасти нас?» приводит к другому вопросу: «Можем ли мы спасти других?» И снова Священное Писание дает совершенно ясный ответ. Вот не­которые примеры: 

Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4:16).

Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5:20). 

К одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня (Иуд. 22—23).

Спасает огонь (1 Кор. 3:15), спасает молитва (Иак. 5:15), спасают ангелы (Ис. 63:9), спасает кре­щение (1 Петр. 3:21), спасает проповедь (1 Кор. 1:21), спасает Апостол Павел (Рим. 11:14).

Новая жизнь во Христе, или спасение, являет­ся как личным союзом с Ним, так и включением в полноту Церкви как Его Тела. Спасение есть дело Церкви, забота Церкви, поскольку оно затрагива­ет всех нас. Следовательно, во Христе все мы должны выполнить свое призвание в коллектив­ном, по сути, акте спасения.

Ни мы, ни даже Дева Мария не спасаем поодиночке. Источником нашего спасения является Иисус Христос. Он сказал: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5). И: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни по­желаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7).

Марии принадлежит исключительное значение в нашем спасении, потому что Она произвела на свет Христа и тем самым стала «Матерью» всех тех, кому суждено спастись. Вот почему Иисус, находясь на кресте, сказал Своей Матери: «Жено! Се, сын Твой», и затем — апостолу Иоанну: «Чадо, Се, Мати твоя!» (Ин. 19:26, 27). При таком понимании, можно ли считать, что Матерь Божия спасает нас? Слава Богу, да!

Изменение наших представлений о Марии

В последние 150 лет многие христиане были грубо дезинформированы об историческом цер­ковном взгляде на Марию. Мы забыли, что Она из­брана Отцом и служит образцом для нас с вами, является поистине путеводной звездой для всего человечества. Она была единственной, Кто дал Свою плоть Сыну Божию и только Ее должны «уб­лажать все роды» (Ак. 1:48).

Наше отношение к Марии непосредственно связано с нашим отношением к Церкви. Сообщест­во последователей Христа призвано действовать сообща. Действия, касающиеся Марии не могут быть просто личным делом; они должны быть со­отнесены с позицией Церкви.

Где же в христианском мире было полностью сохранено правдивое учение о Марии? Даже боль­шинство протестантов — и либеральных, и кон­сервативных, знают, что в их кругах отношение к Ней пренебрежительное. Для протестантов ответ на вопрос о том, кто серьезно относится к библей­ским и историческим свидетельствам не может быть найден ни в пределах протестантских кон­фессий, ни в Римской Церкви с ее спорными поздними догматическими добавлениями, касающими­ся Марии.

Ответ находится в православной Церкви, со­хранившей верность библейскому взгляду на Марию. Пришел час для всех нас, кто любит Хрис­та и серьезно относится к Священному Писанию, расположить сердца и разум к тому, чтобы воз­дать Пресвятой Богородице подобающее Ей в под­линной Церкви. Мы поступаем так потому, что так поступил Бог, сотворив величие для Нее и через Нее (Лк. 1:49).

Как христиане мы живем не чувствами, а верой. Давайте раз и навсегда избавимся от тех плевел, которые насадил в наших сердцах дьявол, чтобы настроить нас против этой величайшей Жены, ро­дившей во плоти нашего Спасителя. Благословляй­те Ее среди народа Божьего. Следуйте Ее примеру в возвеличивании Христа. Исповедуйте Ее как Ма­терь Божию. Возвратитесь в Церковь, которая со­хранила в неприкосновенности нашу святую веру. И тогда мы поможем нашему поколению вернуться к почитанию и благословению Марии согласно Бо­жьему повелению.