7

НЕ НАЗЫВАЙТЕ НИКОГО ОТЦОМ

Прошло уже несколько десятилетий с тех пор, как Бинг Кроссби воплотил на киноэкране образ, за который он пользуется в Америке любо­вью по сей день — отца 0'Малли. В нашем доме в течение многих лет мы с Мерилин берем детей и засиживаемся допоздна, чтобы посмотреть по те­левизору рождественский повтор этого фильма. Несколько раньше в этом веке один из выдающих­ся гуманистов нашего времени, отец Фланаган, ос­новал Молодежный Город в Небраске. Это учреж­дение стало известным на всю страну, приютом для бездомных молодых людей. Мать Тереза, за­ботящаяся о бедных и обездоленных в Индии, яв­ляется во многих отношениях его современным «двойником».

Но как мы должны относиться к этим титулам? Мы восхищаемся делом и личностью таких людей, но разве Библия не запрещает называть кого-либо из людей отцом? 

Будучи раньше радикальным протестантом, я называл священника отцом только в случае абсо­лютной необходимости — иногда про себя молит­венно прося Господа простить меня. И теперь, когда я сам священник, я вижу такие же колебания у других. Это была одна из проблем, с которой мы боролись на пути к Православию. 

Некоторые утверждения, сделанные Иисусом Христом, часто оказывались поводом для больших разногласий, как внутри, так и вне Церкви. Его слова из Евангелия от Матфея: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9), — не оказались исключением. Я должен признаться, что для нас, евангелических христиан, составляло большую трудность звать настоятелей православных прихо­дов отцами.

Проблема интерпретации

Некоторые протестантские интерпретаторы уверены, что Иисус указывал на недопустимость именования церковных руководителей отцами. Ра­зумеется, они считают, что под «отцами» в да№ ном месте Писания имеется в виду духовный отец. Исходя из этого, они отказываются называть свое духовенство отцами, предпочитая такие наимено­вания как пастор, преподобный или даже брат.

Поэтому вначале позвольте отметить, что «ду­ховный отец» — это скорее толкование слов Гос­пода, нежели то, что Он в действительности имел в виду. Я не отрицаю необходимости толкования Писания. Я лишь хочу подчеркнуть, что Господь сказал «отец», а не «духовный отец».

Что здесь является предметом спора? То, что, понятое буквально, предупреждение Иисуса про­тив именования кого-либо отцом оказывается не только запрещает именовать священников отцами, но также лишает этого названия земных отцов, древних отцов Церкви, и даже отцов города — не так ли? Ибо в действительности утверждение Гос­пода, как оно выглядит в тексте, означает, что только одна Личность может когда-либо имено­ваться Отцом, а именно, наш Отец, Сущий на не­бесах.

Но должны ли слова Господа пониматься бук­вально, как это обычно делается? Действительно ли мы не можем называть православных священни­ков отцами? Если же это так, то сразу возникает проблема с несколькими другими библейскими местами, включая некоторые высказывания Апос­тола Павла. Коринфской церкви Апостол писал: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе» (1 Кор. 4:15). Не называет ли себя Павел духовным отцом коринфян — «отцом Павлом», если хотите?

Кроме того, он смело ссылается на своих ду­ховных предков как на наших «отцов». А к отцам по плоти из Колосса он обращается следующим образом: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21). Очевидно, что Апостол Павел не понимал слова Господа Иисуса Христа так, что отцом должно называть только не­бесного Отца.

Можно также вспомнить, что когда богач уви­дел на небесах «Авраама и Лазаря на ложе его» и обратился к Аврааму: «отче Аврааме!», тот не от­ветил «Разве ты не знаешь, что только бог Отец может быть назван Отцом?» Наоборот, он сказал:«Чадо! Вспомни» (Лк. 16:20—31).

Другие титулы

Но давайте посмотрим дальше. В добавление к словам «один у вас Отец», Иисус также провоз­гласил: «Не называйтесь учителями, ибо одни у вас Учитель — Христос» (Мф. 23:8). Однако, Иисус Христос Сам признал Никодима «учителем Израилевым» (Ин. 3:10). И в антиохийской церкви определенные люди назывались «пророками и учителями» (Деян. 13:1).

Апостол Павел не только считал учителей да­рами Божиими Церкви, но и не колеблясь называл самого себя «учителем язычников» (1 Тим. 2:7). Кроме того, в настоящее время большинство из нас называли некоторых людей учителями вос­кресной школы. В семинарии, одной из высочай­ших рекомендаций, которой мог удостоиться про­поведник семинарской церкви — это быть представленным в качестве одаренного учителя Биб­лии. Таким образом, данная дискуссия выходит далеко за пределы любой протестантско-католической полемики.

Следовательно, говоря, что мы не должны звать отцом и учителем никого, кроме Бога Отца и Самого Христа, Господь Иисус не имел ввиду об­суждать проблему использования данных форм обращения как таковых. Ключ для искомого тол­кования дает нам контекст упомянутого отрывка.

В стихе со словами «отцом ... не называйте ни­кого на земле» наш Господь обличает некоторых современных Ему фарисейских учителей, которые использовали эти специальные обращения для до­стижения собственных целей. И если бы эти веро­отступнические учителя использовали другие ти­тулы, вроде преподобного или пастора, Иисус, мне кажется, сказал бы также: "Не называйте никого преподобными или пасторами".

Что имели в виду фарисейские учителя?

Так для каких же целей фарисеи использовали титулы «отец» и «учитель»? Ответ следует ис­кать, по крайней мере, в двух областях, ключевых для власти: учительстве и личных качествах.

Рассмотрим сначала учение этих фарисейских учителей. Они начали его с правильных положе­ний, с Закона Моисея. Иисус сказал: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (Мф. 23:2). Моисеев Закон был подлинным преданием. Бог дал его Израилю через Моисея. Обязанностью фари­сейских учителей было сохранить это предание и передать его в неизменном виде следующему поко­лению.

Слишком часто, однако, случалось, что тот или иной учитель добавлял крупицу собственной муд­рости к подлинному преданию, тем самым замутняя его. Вместо того, чтобы передать от поколения к поколению этот священный залог вместе с его подлинным истолкованием, такой учитель добав­лял личную интерпретацию. В свою очередь его ученики, став сами учителями и подражая настав­нику, делали то же самое. И Божественное преда­ние в очередной раз превращалось в предание че­ловеческое. (Некоторые вещи никогда не изменя­ются, не так ли!).

Конечным результатом всего этого процесса было сведение на нет подлинного Моисеева преда­ния. Именно этим фарисейским учителям Иисус говорил: «Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк. 7:8). И затем: «Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание... устраняя слово. Божие преданием вашим, которое вы уста­новили» (Мк. 7:9, 13).

Для того, чтобы покончить с этим человечес­ким преданием, вытеснившим предание Моисея, и вернуть людей к истине, Иисус сказал своим уче­никам: «А вы не называйтесь учителями». Други­ми словами, он повелевал им не использовать свое положение отцов и учителей как возможность для группировки последователей вокруг своих част­ных мнений. Ибо поступать таким образом означа­ло «затворять Царство Небесное человекам».

Вместо этого с приходом Христа эти фарисей­ские учителя — а на самом деле все, кто бы ни проповедовал Слово Божие, — призваны были верно передавать своим последователям подлин­ное предание только одного Учителя: Самого Христа. Библия называет это конкретное предание, словами Апостола Иоанна, «учением Христовым».

В действительности, как мы отмечали раньше, именно поэтому учение Двенадцати стало извест­но как «апостольское учение».

С их времени сменяющие друг друга поколения отцов и учителей Церкви передавали и охраняли апостольское учение о Христе со всей тщательнос­тью, ибо оно представляет подлинное толкование Священного Писания.

Эту верность подлинному христианскому веро­учению. кстати сказать, можно лучше всего уви­деть в деятельности Семи Вселенских Соборов Церкви, созывавшихся между четвертым и вось­мым веками. Каждому, кто объявляет себя учите­лем христианской веры, надлежит точно придер­живаться Апостольского учения, переданного от поколения к поколению посредством этих Собо­ров. В противном случае он подвергается риску введения своего собственного «частного мнения».

Так же как справедливо, что всем учителям христианской веры необходимо выбрать правиль­ную отправную точку, а именно, Священное Писа­ние, правда и то, что они должны дать правильное и точное истолкование Священного Писания, ос­нованное на учении, переданном святыми и боже­ственными учителями и отцами Церкви, особенно на Семи соборах.

Почему Семь Вселенских Соборов так важны? Потому, что они указывают на подлинное учение о Личности Господа Иисуса Христа и о Святой Троице. Они верно отражают учение Священного Писания о единственном истинном Учителе и На­ставнике, Иисусе Христе. Учителя и отцы, которые предлагают частные толкования, противоречащие учению о Христе, изложенном на Семи Вселенских Соборах, не должны, по-моему, признаваться ис­тинными учителями и отцами.

Личные качества учителей

Вторым важным моментом в руководстве фари­сейских учителей, беспокоившим Иисуса, был лич­ный характер. Он заметил главный недостаток в характере книжников и фарисеев, который можно назвать самовозвышением. Они использовали свое положение отцов и учителей среди народа Божье­го для того, чтобы возвышать самих себя. Они хо­тели быть уверенными в том, что получают соот­ветствующее признание — офис с коврами и при­мыкающей сауной, и серебристый четырехдверный "Бьюик". Видя эти личностные недостатки, Иисус сказал: «больший из вас да будет вам слуга; ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто уни­жает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11—12).

  Их дух самовозвышения проявлялся в несколь­ких аспектах. Во-первых, в лицемерии. «Ибо они говорят, — сказал Иисус, — и не делают». Много слов и мало дела. Их слова мало стоили, так как полностью противоречили их поведению. Они хва­лились долгими молитвами и при этом «поядали домы вдовиц».

Они предпочитали клясться храмовым золо­том, нежели самим храмом, освящающим золото, обнаруживая тем самым свою скрытую любовь к деньгам. Хотя они и платили десятину с мяты, аниса и тмина, что делали охотно, но пренебрега­ли гораздо более важным в законе: судом, милос­тью и верой.

Поскольку они были лицемерами в этом и многом другом, Господь подытожил Свое обличе­ние словами: «Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицеме­рия и беззакония» (Мф. 23:28). Очевидно, их «внутреннее» не соответствовало их «внешнему», потому что они были полны духа самовозвышения и эгоизма.

Другим проявлением их духа самовозвышения была явная недостаточность собственного реаль­ного служения. «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:4).

Нельзя было обнаружить грязи у них под но­гами, или пятен на их одеждах. Они просто были группой обленившихся руководителей, которые ожидали услужения от других, вместо того, чтобы служить самим. Неудивительно поэтому, что Иисус велел не уподобляться им, ибо «больший из вас да будет вам слугам (Мф. 23:11).

Третьим проявлением их духа самовозвышения была самовлюбленность, выражавшаяся в желании быть на виду у людей. Она проявилась также в их любви к председательству на пиршествах и в сина­гогах и приветствиям в народных собраниях, так, чтобы люди звали их при этом «учитель! учитель!» Такая самовлюбленность была прямым нарушени­ем Моисеева закона, на хранение которого они претендовали. Ибо весь Моисеев закон может быть суммирован в двух великих заповедях, наи­большая из которых: «Возлюби Господа Бога тво­его всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22:37).

И вторая, подобная ей заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).

Таким образом, эти отцы и учителя не воспи­тывали свой народ в любви к Богу и ближнему. На­против, они проявляли дух самовозвышения и эго­изма, исполненный любви к себе.

Решение Христа

Следовательно, перед лицом отвратительного и постыдного вероотступничества этих религиозных вождей Иисус сказал своим ученикам: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас отец, Который на небесах». В то время, как отец Авраам и другие великие деятели в истории Из­раиля своей верностью заслужили такой титул, фарисеи и книжники утратили роль отцов. Они должны были прекратить использование такой формы обращения, а вместо этого поклониться Самому Богу как Первоисточнику всего отцовства.

Сделав Свое предупреждение, Иисус обратил­ся к нам с величайшим из всех повелений. Он ука­зал в Своей Церкви отцов и учителей и тех, кого они ведут к любви к Богу и ближнему.

Как следует поступать нам?

С самого начала истории Церкви, подобно тому, как это было в ветхозаветном Израиле, те, кто помазывался Богом на служение, назывались определенными именами: пророк, учитель, рабби (в Израиле) и отец. Позднее появились и другие титулы, такие как преподобный, пастор, профес­сор или брат (для некоторых евангелических пас­торов и католических и православных монахов). Эти наименования выражают как теплое отноше­ние, так и достоинство. Так же как в наших семьях есть тот, кого мы с любовью называем отцом, так и в христианском братстве мы почитаем и будем почитать тех, кто привел нас к новому рождению через Господа Иисуса Христа. Какое же имя под­ходит им больше, чем отец?

Иисус предупредил против наименования недо­стойных людей отцами и учителями, чтобы сохра­нить чистоту руководителей Своего святого наро­да. Являются ли они епископами, отцами, учителя­ми, диаконами или пасторами, все они должны ос­таваться верными истинному учению Церкви Христа и проявлять в своем характере божественное смирение, вводящее Церковь в любовь Святой Троицы и ближнего.

Будучи сам священником, я нахожу удовлетво­рение в наименовании старших собратьев священ­ников отцами, ибо действительно рассматриваю их как таковых. В самом приходе этот титул служит теплой и интимной разграничительной линией, ко­торая отличает (но не разделяет) тех в теле Хрис­товом, кто призван вести других и проявлять о них заботу.

Во время нашего «путешествиям, после того, как мы согласились использовать термин «отец» в качестве подобающего наименования священника, мы сказали людям, что они, разумеется, свободны продолжать употреблять термин пастор, если так для них проще. Вскоре, однако, более естествен­ным термином стал отец и именно его мы исполь­зуем сегодня.

Результатом этого стали две вещи. Люди знают, что существует духовный «глава дома», поставленный для того, чтобы символизировать главенство Христа и быть проводником Его мило­сердия и любви. Кроме того, обращение «отец» служит духовенству напоминанием о том, кем они являются: не только хорошими ораторами, или ад­министраторами, или правителями, или проповед­никами — но в первую очередь, отцами для народа Божьего. Если они являются таковыми, то и все остальные их роли имеют гораздо больше шансов на успех.

Реклама: