6

ПОЧЕМУ НАШЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИТУРГИЧЕСКИМ

 

Как-то незадолго до рассвета я проснулся и не мог больше заснуть. Накануне я размышлял над каким-то местом из книги Деяний, поэтому на этот раз я выбрал чтение Библии.

Когда я занимаюсь разбором какого-то кон-кретного места в Библии или готовлюсь к пропо-веди, я пользуюсь новым вариантом текста короля Иакова. Но в случаях, подобных этому ночному бдению, я обычно выбираю другую версию, чтобы взглянуть по-новому на более знакомый текст. Той ночью я выбрал Новую Американскую Библию — довольно непринужденный перевод, сделанный под покровительством римско-католичес-кой церкви.

Литургическое богослужение в Писании

Я продвигался через книгу Деяний и дошел до главы 13, которая открывается рассказом о церкви в Антиохии, когда они посылали Павла и Варнаву. И тут я дошел до Второго стиха: «Однажды, когда они служили Божественную литургию и пости-лись, Дух Святой сказал...» "Запомним это, — подумал я. — Всем известно, что в основном тексте сказано: «служили Господу и постились». В то время, которое описывается в главе 13 Дея-ний, еще не могло быть литургии".

Поэтому я достал с соседней с моим столом книжной полки греческий оригинал Нового Заве-та. Там в Деяниях 13:2 черным по белому было написано: leitourgounton. He нужно даже знать греческий, чтобы понять значение этого слова! Аитургия была в 13 главе Деяний! Именно протестан-ты исказили перевод.

Согласно Новому Завету, литургия существо-вала в Антиохии, домашней церкви апостола Павла, до 50 года. Это явно противоречит теории, согласно которой литургия проникла в Церковь после того, как люди утратили способность непри-нужденного богообщения под водительством Свя-того Духа. На самом же деле в книге Деяний вы не только находите указание на литургическую форму богослужения, но и видите Святого Духа, говорящего к Церкви во время литургии. Я вспомнил о своих прежних проповедях. Да, многих придется разворачивать обратно.

Приведенный отрывок подает большую надеж-ду тем из нас, кто борется с боязнью «мертвой ли-тургии». В действительности литургия не может быть мертвой. Литургия либо истинна, либо ложна. Это люди бывают мертвыми и живыми. Я назову вам заветную мечту православного христи-анства: энергичные, духовные люди, сослужащие Богу в истинной литургии! Ничто не может этого заменить. Именно это имел в виду Иисус, когда сказал женщине у колодца, что Отец ищет поклон-ников, которые поклонялись бы Ему «в духе и ис-тине» (Ин. 4:24).

Эта ночь побудила меня начать совершенно новое изучение богослужения в Библии. К этому этапу нашего путешествия ни для меня, ни для кого из моих коллег не было секретом, что все ранние источники: «Дидахэ», Иустин Мученик, Ипполит, — говорили о литургическом характере богослужения новозаветной Церкви. Но теперь глагольная форма греческого существительного leitourgia оказалась присутствующей в самом Новом Завете. Где корни этого явления?

Мои мысли перенеслись к тому месту в Посла-нии апостола Павла к Евреям, где говорится, что Бог повелел Своему народу совершать богослужение отнюдь не по собственному усмотрению. Бог указал конкретную форму, которую народ соблюдал, так что богослужение действительно совер-шалось по образу небесного.

Образ небесного богослужения

Это вызвало следующий вопрос: как соверша-ется богослужение на небесах? Первым отрывком, пришедшим в голову, была 4 глава Откровения, где апостол Иоанн наблюдает небесное богослужение в своем видении: окруженный радугой престол, двадцать четыре старца, облаченных в белые одежды и золотые венцы, семь огненных светиль-ников и все остальное. "Не очень-то похоже на протестантский евангелизм, — пробормотал я сам себе. — Но должно быть что-то более раннее, на-пример, в Ветхом Завете, где повествуется о ком-либо видевшем небеса, скажем, Иезекииле, Илии или Исаии. Вот оно! Исаия. Исаия, гл. 6. Если в Ветхом Завете литургия формировалась по образу небесного богослужения, то описанное в 6 главе книги пророка Исаии, несомненно, может служить прототипом".

На мой взгляд, самый доступный способ пере-дать смысловое содержание 6 главы книги Исаии — это выделить отрывки с прямой речью, — и именно в таком виде я приведу вам этот текст. Описываемое событие произошло «в год царя Озии», около 700 лет до Р.Х. В описании Исаии зафиксированы с замечательной подробностью и точностью все его впечатления. И то, что он записал, не только напоминало богослужение в

древней скинии, что вполне понятно, но и оказа-лось невероятно похожим на историческое богослужение христианской Церкви. Не пожалейте немного времени и прочитайте это короткое описание медленно и вдумчиво.

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы: у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили:

 

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна Славы Его!

И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я:

Горе мне! Погиб я!

Ибо я человек с нечистыми устами,

И живу среди народа, также,

с нечистыми устами, —

И глаза мои видели Царя,

Господа Саваофа.

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал:

Вот, это коснулось уст твоих,

И беззаконие твое удалено от тебя,

И грех твой очищен.

И услышал я голос Господа, говорящего:

Кого мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Исаия, 6:1—8).

 

Что бы вы сказали, если бы воскресное богослужение имело бы такую же силу? На самом деле, оно ее имеет! Давайте посмотрим на элементы, детали свидетельства Исаии — очевидца небесной литургии — и увидим, как она воздействовала на него через чувства и через его понимание проро-чества.

Видение

Что видел Исаия? В первую очередь он видел «Господа, сидящего на престоле высоком и пре-вознесенном, и края риз Его наполняли весь храм». Под Господом в этом отрывке имеется в виду Вечный Сын Божий. Апостол Иоанн в своем Евангелии цитировал пророчество Исаии о Христе и ссылался на увиденное Исаией на небесах, когда писал: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Иоан. 12:41).

Позвольте спросить: возникало у вас когда-нибудь желание увидеть Иисуса Христа? Я имею в виду, увидеть Его так, как вы видите других людей? Я помню, что в моем детстве, а позднее и в юности был период, когда мне казалось, что верить было бы намного легче, если бы я смог хотя бы однажды увидеть Господа.

В конечном итоге верные увидят Его лицом к лицу. И мы призваны ходить верою, а не видением. Но Исаия сподобился Его увидеть, также как евангельские личности, знавшие Его, и так же, как Стефан, и Павел, и Иоанн, видевшие Его даже после вознесения. Но как насчет нас с вами?

Очевидно, что Церковь с древности давала своему народу возможность видения Господа, если хотите, своего рода вспомогательные средства. В своей классической книге «Форма литургии» Грегори Дикс рассказывает, как в раннехристианских домашних церквах в Риме, когда верующие собирались на богослужение, мрачные портреты предков снимались со стен. Они «заменялись мо-заиками с изображениями выдающихся деятелей Ветхого Завета и христианских святых» (стр. 27).

Затем, когда прекратились гонения и церковные собрания из домов добровольцев переместились в специальные здания, символы и изображения стали более смелыми. Так, позади алтаря почти в каждой церкви находилось, согласно Диксу, «изображение, сконцентрированное на фигуре Сына, служившей «точным образом» Отца» (стр. 32). В церквах Востока это было изображение или икона Христа Пантократора, Владыки всех. На Западе это был Христос как Агнец Божий, наш Искупитель.

Таким образом, вы могли видеть Христа во время богослужения. Вместо того, чтобы выстав-лять перед людьми просто голые стены, или деревянные панели, или растительный орнамент, Церковь в течение всей истории мудро представляла взору молящихся иконы Господа Иисуса Христа и Его мучеников. Эти образы, эти окна в небеса дают возможность молящимся Богу увидеть глазами веры, средствами краски Сам Первообраз.

Иногда возражают: "Но разве вторая заповедь из 20 главы книги Исход не запрещает изображения?" Она запрещает ложные изображения — идолы — но не изображения как таковые. Ибо если бы подобающие изображения были запрещены, то почему всего семью главами ниже, в книге Исход 26:1, Бог повелевает: «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сде-лай на них искусною работою»?

Томас Ховард говорил, что божественная ли-тургия — это самое грандиозное средство обще-ния всех времен. И это даже больше, чем средство общения, ибо мы участвуем в нем. Мы восприни-маем богослужение всеми пятью органами чувств и, вдобавок, верою. Согласно Дароти Сейерс мы не можем мыслить иначе, как в образах. В данном случае мы снова должны сосредоточить свое внимание на образе Христа и Церковь исторически осуществляла такое сосредоточение через использование икон в Своем богослужении.

Однако, Исаия видел не только Сына Божия. В его видении был престол, Серафимы, двери в не-бесное святилище.

Откровенно говоря, я многие годы считал жер-твенники вещью «ветхозаветной» и для нас не-нужной, так как жертва Христа была принесена один раз и навсегда. Но опять-таки, они присутст-вовали во всей древней Церкви. Знали ли ранние христиане что-то, чего мы не знаем? Часто, когда богослужения проходили в катакомбах, жертвенниками служили гробницы усопших христиан. В домашних церквях жертвенник, в основном, нахо-дился в помещении, которое в течение недели ис-пользовалось как столовая.

В послании к Евреям прямо говорится: «Мы имеем жертвенник» (Евр. 13:10). Конечно, жертва Христа все исчерпывает, мы ничего не можем к ней добавить. Для ранних христиан жертвенник символизировал крест. Он больше не был местом для жертвоприношения в виде крови быков и коз-лов, но теперь он являл реальность креста Христова, на котором Он дал нам навечно Свое распятое Тело и пролитую Кровь. И это так по сей день. Именно с Его жертвенника нам подаются Его свя-тые Дары: Его Тело и Кровь, в великом пиршестве благодарения.

Слышание

В тот день своего пребывания на небесах Исаия не только видел, но и слышал. Услышанный им ангельский гимн «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», стал библейской основой Санктуса, или, в восточной терминологии, Трисвятой песни. Она пелась на земле в течение веков так же, как она ис-полняется на небесах в течение, повидимому, всей вечности.

В пору моего детства одним из наиболее знаменитых руководителей джазовых групп в Америке был Гай Ломбарде. Его лозунг был известен так же хорошо, как он сам: «Сладчайшая музыка по эту сторону небес». Мне неизвестны религиозные убеждения Ломбарде, но можно с уверенностью сказать, что даже в современном мире люди каким-то образом знают, что вершины музыкального творчества должны иметь небесное проис-хождение. И именно небесную музыку слышал Исаия.

Если прообразом наших земных хоров являются, повидимому, певцы ветхозаветного храма, то ангельские хоры, очевидно, пребывают на небесах. Во время богослужения ангельские хоры поют вместе с нами. Задачей же наших земных хоров яв-ляется не замена пения молящихся, но усиление его высшим уровнем красоты хорового пения. И поэтому, когда священник во время так называе-мого Великого Входа выходит из дверей алтаря и идет среди молящихся, неся подлежащие скорому освящению хлеб и вино, хор поет:

 

Иже херувимы тайно образующе

И животворящей Троице

Трисвятую песнь припевающе,

Всякое ныне житейское отложим попечение,

Яко да Царя всех подъимем,

Ангельскими невидимо дориносима чинми.

Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

 

Одна из вещей, которая приносит мне наиболь-шее удовлетворение в поклонении Богу через участие в испытанной временем литургии Церкви, — это то, что многие места из Библии, которым я раньше не придавал значения, оказываются вызванными к реальной жизни. Получается так, как будто действо небесного богослужения разворачивается в моем родном городе и в христианской общине, к которой я принадлежу. Поскольку литургия есть восшествие народа Божьего к Его небесному престолу, не только Христос реально присут-ствует с нами, но и мы реально присутствуем с Ним, по словам Писания, на небесах.

Дело в том, что существует лишь одна Божественная Литургия, одно Святое Причастие во всей вселенной, ибо оно одно на Небе. Мы, собирающиеся как Церковь здесь на земле, призваны объ-единиться и сослужить небесному воинству. И для осуществления этой цели мы прикладываем большие усилия в своем богослужении, чтобы сделать его соответствующим, — а не противоречащим, — богослужению, совершаемому перед престолом Божиим. Или, говоря словами молитвы Господней, мы хотим быть уверены, что в своем богослужении мы выполняем волю нашего Бога «на земле, как и на небе».

Почему большинство современных протестант-ских течений — традиционных, евангелических и харизматических, — отошло от той исторической формы христианского богослужения? Для ответа позвольте мне ввести новое слово — «Римофобия». Сколько раз вам приходилось слышать, как люди отвергают литургию под предлогом, что «она слишком католическая»? Пусть так, ну и что из этого! Разве вопрос в том, совершает ее Рим или нет? Настало время для всех нас вернуться к Библии. А Библия учит, что богослужение является литургическим — и на небе, и на земле. Один мой Друг, православный священник, никогда в жизни не был на службе в евангелической церкви. Поскольку он был занят в воскресенье по утрам, то решил посетить местную евангелическую церковь в воскресный вечер. "Каковы ваши впечатления, — спросил я его. — Что вы думаете?"

— Проповедь была, действительно, хорошей, — ответил он. — Пастор грамотно обращался с текстом, и я чувствовал, что он изъясняет Евангелие достаточно четко. Я был впечатлен.

Он сделал минутную паузу, стараясь сформулировать другие впечатления. После пары неудачных попыток она наконец взволнованно сказал: "Но остальная часть службы была похожа... я бы назвал ее шоу Лоренса Велка в христианизированном варианте".

Он начал описывать все специальные музыкальные номера, хоровую аранжировку, и слова этих песен, сконцентрированных скорее на нас, на удовлетворении наших потребностей, чем на Триедином Боге, перед Которым мы должны смиренно преклониться. Мы утеряли подлинное богослуже-ние в современном христианстве, и должны по милости Божией вернуть его обратно!

Прикосновение

«И коснулся уст моих», — сказал Исаия о Серафиме, который принес ему горящий угль с жертвенника. Пророк видел нечто, слышал нечто, и теперь он почувствовал нечто. С небесного жертвен-ника был взят клещами горящий уголь и поднесен Серафимом к губам Исаии. Что означало это действие?

После того, как Исаия увидел Господа и услы-шал гимн воспевавших Его ангелов, пророк произнес наиболее естественные в данной ситуации слова: «Горе мне! Погиб Я!» Такую реакцию один детский психолог называл «чувством ох-ох», ко-торое он описал как чувство ребенка, пойманного с поличным на шалости и говорящего себе «ох-ох» при виде приближающегося отца.

Мы с вами почувствовали бы то же, что Исаия. Он являлся гражданином Израиля в то время, когда Господь был сильно разочарован Своим из-бранным народом из-за его непослушания и недостатка веры. Мы читаем всего одной главой раньше (Исаия, 5), что Бог ожидал от Своего виноград-ника «добрые гроздья, а он принес дикие ягоды». «Оставляю его в запустении», — предупреждает он в шестом стихе. Исаия сознавал, что эти слова относятся и к нему.

И вдруг теперь он обнаруживает себя вознесенным на небо пред лице Господа Славы! «Края риз Его наполняли весь храм». Ангелы пели так громко, что «поколебались верхи врат». Посмотрите на реакцию Исаии:

 

Горе мне! Погиб я!

Ибо я человек с нечистыми устами,

И живу среди народа, также,

с нечистыми устами, —

И глаза мои видели Царя,

Господа Саваофа (Исаия 6:5).

 

    Он стоял перед всемогущим Сыном Божиим, исповедуя нечистоту своих уст и жизнь среди не-чистых людей. Что породило эту убежденность в грехе? «Глаза мои видели Царя...» Когда любой из нас видит Христа, мы ощущаем себя оторванными от Него или, по словам Библии, погибшими, по-скольку при этом наш грех становится виден наиболее ярко. Это и есть «чувство ох-ох», возведенное в высочайшую степень.

Итак, что же произошло? То, что происходит всякий раз, когда наши грехи изложены перед Сыном Божиим. Ангел взял горящий уголь — символ святого причастия — с жертвенника, коснулся им уст Исаии и провозгласил перед всем небом: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен».

Разве это не похоже на Сына Божия — не только снять грех, но очистить или удалить его от нас, «как далеко восток от запада» (Псалом 102:12). «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же» (Евр. 13:8). Он сделает то же самое для нас, когда мы исповедуем свои грехи и получим Его дар с сегодняшнего жертвенника. Видите, как уголь учит нас могуществу святого причастия? Именно поэтому от столетий назад до наших дней, когда священник Православной Церкви принимает Тело и Кровь Христа с жертвенника, его испове-данием служит точное повторение слов божест-венного Исаии: «Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит». Мы, которые жили в отделении от богослужения и причастия Христа, нуждаемся в Его святом прикосновении. Можно ходить в ту или другую цер-ковь, искать учения того или иного проповедника, тот или иной духовный опыт. Но дело в том, что

вы никогда не найдете настоящего богослужения, божественного богослужения, нигде, вне жизнеподающей благодати Христа в его святой Евхарис-тии. Я и тысячи других это знаем. Мы это пробо-вали. Но все наши поиски заканчивались неудачей.

Псалмопевец сказал: «Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Псалом 33:9). На Его священной трапезе нам дано вкусить, увидеть и поверить.

Исаия испытал прикосновение горящего угля Божественного прощения, личностно, т.е. душой и плотью, ощутив Его благость. И тот же исцеляющий наши грехи уголь подается с этого Божественного жертвенника по сей день. Так давайте подойдем смело, с верой и любовью, и приблизимся к Его престолу милосердия.

Запах

Когда Исаия попал в небесный храм, пришло в действие еще одно его чувство. Он ощутил какой-то запах, ибо «дом наполнился курениями».

Я помню так живо, будто это было вчера, как я вошел в алтарь православной церкви Святых Отцов в Тарзане, Калифорния, и почувствовал в первый раз еще сохранившийся запах ладана, ис-пользовавшегося несколькими часами раньше во время отпевания. Я был оскорблен. "Я собираюсь принять православное вероучение, — сказал я себе (на самом деле я его уже принял) — но они никогда не увидят меня, использующим ладан".

Два месяца спустя я снова оказался на бого-служении в церкви Святых Отцов и, естественно, вновь ощутил аромат ладана. На этот раз он показался довольно приятным, поскольку вызвал воспоминания о других вещах, понравившихся мне во время предыдущего посещения. На следующий день я обратился мыслями к Писанию. Израиль ис-пользовал ладан в своем богослужении. Мы постоянно читаем о жертвеннике с ладаном или фимиамом, от которого восходил дым, символизирую-щий молитвы святых. Исаия в своем небесном ви-дении Христа и Его ангелов наблюдал Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном... и дом наполнялся курениями». Ладан был одним из трех даров, принесенных младенцу Иисусу волхвами. Глава 8 книги «Откровение» говорит нам о фимиаме в вечных небесах. Почему же не использовать его теперь? Помню, тогда я осознал, что именно современные протестанты были исключением, а не правилом. Остальная часть христианского мира использовала ладан в богослужении в течение двух тысяч лет!

Но потом пришла мысль: "А так ли уж все это важно? Стоит ли делать ладан предметом спора? Нужно ли на нем настаивать?"

Несколько лет назад я собирался съездить в Миннеаполис, перевезти свою тещу Ольгу Гриндер на Западное побережье, чтобы она жила около нас в Санта-Барбаре. Ей было семьдесят девять лет и мы решили, с ее согласия, что ей не стоит жить еще одну зиму в Минесоте, тем более одной. Я должен был поехать туда, помочь ей упаковать вещи, выставить дом на продажу и проводить ее на Запад.

Питер Джон, самый младший из шести моих детей, которому было тогда одиннадцать, попросил взять его с собой. "Питер Джон, сейчас середина учебного года, — возразила Мэрилин. — И, кроме того, это довольно дорогое путешествие".

— Я наверстаю школьную программу — я даже возьму с собой домашние задания, — ответил П. Джон — И оплачу часть стоимости билета из своих сбережений.

Нас с женой это не убедило и мы отрицательно покачали головами, пока не услышали следующее предложение, оказавшееся решающим доводом.

— Папа, мама, все остальные дети были старше, когда мы последний раз навещали бабушку. Они все помнят, а я нет. Она продаст дом и я проживу всю жизнь, не помня, как выглядел бабушкин дом.

Я позвонил транспортному агенту и заказал два места вместо одного.

Время нашего путешествия к бабушке пришлось на конец октября. Это была поздняя пора живописного осеннего сезона. В первый вечер нашего пребывания в Минесоту мы сидели втроем в уютной комнате за ужином, доставленным из китайского ресторана. Питер Джон расположился на кушетке перед телевизором.

— Ты помнишь что-нибудь о бабушкином доме? — спросил я.

— Да, две вещи, — ответил он сразу, как будто ожидал этого вопроса. — Я помню обои в этой комнате. Когда я был здесь в последний раз, маленькая девочка, которая жила через дорогу, столкнула меня со своих качелей и я поранил ко-лено. Бабушка принесла меня домой и положила сюда, на кушетку, и я помню, как весь день смотрел на эти обои.

— А другая вещь? — спросил я.

— Запах, — сказал он и засмеялся над своими словами. — Вы можете счесть это моей фантазией, но бабушкины дома всегда имеют особый запах.

У нас с Ольгой выступили на глазах слезы. Ра-зумеется, все бабушкины дома имеют особенный запах. Так же, как дома Бога. Скиния имела свой запах, его имели храм, небеса, и у Церкви есть свой запах. Это запах ладана, который как бы возвышает наше чувство обоняния в течение богослужения, символизируя «благоухание духовное», т.е. некий таинственный аромат Небесного Царства.

Лично мне запах помогает сосредоточиться во время богослужения. И теперь, в ту минуту, когда я вхожу в Церковь, ощущение запаха извещает мой мозг о том, для чего я сюда пришел: поклониться Отцу, Сыну и Святому Духу и помолиться. Так стоит ли пренебрегать ладаном?

Пусть Сам Бог ответит на этот вопрос словами пророка Малахии:

 

Ибо от востока Солнца до запада

Велико будет имя Мое между народами,

И на всяком месте будут

приносить фимиам имени Моему,

Чистую жертву;

Велико будет имя Мое

между народами,

Говорит Господь Саваоф (Мал. 1:11).

 

Писание говорит нам, что с наступлением Церковной эры, когда евангельское благовестие будет распространяться среди иноверных народов, повсеместно будет совершаться приношение фимиама. В богослужении Православной Церкви ладан приходит вместе с ней в каждую новую местность и там, где он отсутствует, богослужению недостает части Божественного откровения.

Богослужение как миссия

В последовательности того дня, когда Исаия видел, слышал, осязал и обонял небесное богослужение, был заключительный момент. Он состоял в том, что Исаия сделал нечто. Когда его грехи были очищены, Исаия был спрошен Господом. Наблю-дая плачевное состояние дел в Израиле, Господь искал пророка, который призвал бы его вернуться на путь истинный. «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Здесь «Нас» является замечательным ветхозаветным упоминанием Святой Троицы). Исаия тут же ответил: «Вот я, пошли меня». Не все мы призваны быть пророками Божьими («Все ли пророки» 1 Кор. 12:29) и, конечно, литургия, хотя по сути и та же, редко бывает столь драматична. Но что несомненно — все мы, кто поклоняется Богу, призваны свободно и твердо сказать «Да» Христу, что бы Он ни попросил нас сделать.

Именно поэтому во время Божественной литургии в конце некоторых ектений священник или диакон призывает молящихся: «Сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Насколько значительную часть себя мы должны отдать Господу? Всю нашу жизнь. Это и есть наш утвердительный ответ Ему.

Так давайте никогда не уходить с литургии, не предав вновь наши жизни Иисусу Христу с тем, чтобы быть Его слугами, Его посланниками в мире,в который мы идем.

Реклама: