БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ ВАЖНЕЕ,

ЧЕМ БЫТЬ БАПТИСТОМ!

Уже четыре года я являюсь членом общины евангельских христиан-баптистов. Хорошего баптиста из меня не получилось. Сомнения одолели. Нет, не в Боге сомнения, не в истинности Библии, а в правильном выборе вероисповедания, - в баптизме. Вижу слишком много самодеятельности, вольного понимания Св.Писания, не считающегося с правилами герменевтики и историческими фактами. Приходилось уличать во лжи не только членов общины, но и богословов, апологетов баптизма.

Как ни странно, но интерес к Православию во мне пробудила антиправославная книга П.И. Рогозина «Откуда всё это появилось?», точнее, результат моей проверки выводов и доводов Рогозина. Изучая герменевтику (протестантскую и православную), творения мужей апостольских и ранних отцов Церкви, я пришел к однозначному выводу, что уважаемый брат Рогозин... врёт. Согласно имеющимся историческим данным, первохристиане не были похожи на баптистов, которые появились аж в XVII веке в Англии. И зря баптисты уверяют, что они воссоздали первохристианскую церковную жизнь - они пренебрегают раннехристианскими текстами и данными археологии, а авторитет пресвитера и «старших братьев» для них намного выше авторитета учеников апостольских Игнатия Богоносца, Климента Римского, Дионисия Ареопагита и др.

Пусть ответит «эрудит» Рогозин, почему Климент Римский уверяет, что преемственность епископов является апостольским установлением; ученик апостола Иоанна Игнатий Богоносец говорил, что апостолы установили монархический епископат и без законной иерархии не может быть Церкви? Он же утверждает, что Хлеб и Вино на причастии действительно есть Тело и Кровь Христа, а не «просто символы». Его слова о еретиках: «Они удаляются от Евхаристии и молитвы, потому, что не признают, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости». Епископ Игнатий пишет, что Хлеб Евхаристии - «это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Христе Иисусе» (см. Св.Игнатий, епископ Антиохийский: Послания к ефесянам и смирнянам, гл.20, гл.7). Творения других мужей апостольских также не похожи на проповеди и понятия баптистов. Почему в ранней церкви с самого начала было литургическое богослужение? (см. Первую апологию Иустина Мученика, «Предание апостолов» Ипполита, Дидахе и др.). Во время богослужения молитвы читались или произносились наизусть, имелся жертвенник, на котором преломлялся Агнец в виде хлеба, обязательными были посты в среду и пятницу. Первохристианская церковь с самого начала была подобно еврейской синагоге исполненной литургического действия, ритуальной и древней традицией.

Уже у Тертуллиана (ок. 200 года) имеются упоминания о крестном знамении, а еще раньше римский философ Цельс видел, как ведомые на казнь христиане осеняли себя крестным знамением. Имеются археологические данные о том, что уже в век апостольский в местах собраний христиан делались иконные изображения на библейские сюжеты и изображение креста. Хотя иконопись до 3 века не была развита, как сегодня и к иконам допускалось разное отношение. А ранние данные о благоговейном почитании мощей и общецерковные праздники в честь святых мучеников? Например, в 107 году - по отношению к Игнатию Богоносцу, в 166 году - к Поликарпу Смирнскому. Уже ученики Игнатия открыто заявили, что будут молитвенно общаться со своим мученически погибшим епископом, совершая Евхаристию на его святых мощах. И т.д. и т.п. Какое удивительное невежество показал брат Павел Рогозин! Да простит меня Господь за резкость. А ведь сначала я поверил книге Рогозина. Сколько же тех простодушных и доверчивых, которых эта книга ввела в заблуждение?

Меня всегда угнетало баптистское богослужение, хотя первое время я боялся себе в этом признаться. Это же примитив - лекционной зал с эстрадной площадкой. Нет степенности, храмового величественного служения. Внешне - почти ни чем не отличается от комсомольского собрания, не видно на лицах страха Божьего, благоговейного настроя от присутствия самого Бога. Недавно я пришел к убеждению, что богослужение должно быть устроено по небесному образцу, как Господь говорил Моисею, чтобы он изготовил всё точно по тому образцу, который видел на горе (Исх.25:40). В книге Откровение (4, 5 главы) можно увидеть, какое величественное богослужение, непохожее на протестантское прослушивание лекций (проповедей), свершается на Небе, пред Божьим престолом.

А какие молитвы мы, собираясь вместе, возносим Господу? Как редко в них слышится слово «прости» и никогда - «спаси», как мало скромности и плача о грехах! Во всём показуха - глаз да глаз друг за другом, приклеенные улыбки, лицемерные братания и надоедливые приветствия, которые в повседневной жизни мало чем подкрепляются. И почему бы во время богослужения не читать молитвы по молитвослову (грамотно их составив), ведь наши молитвы примитивны и до ужаса одинаковы - чем они отличаются от записанных на бумаге? Только тем, что мы их сами сочиняем и записываем в памяти или перенимаем друг у друга.

Часто вижу хождение не перед Богом, а друг перед другом, особенно перед пастором. Многие мне признаются в этом или случайно проговариваются. Лицеприятие, лицемерие, ложное благочестие, сплетни, ложь, зависть, гордыня, тщеславие, раздражительность, неумеренность в еде... Угоден ли Богу человек, так поступающий? Зато хвалимся: мы не пьём, не курим, не блудим! И это всё? Кто дал нам право делить грехи на большие и маленькие? Почему некоторые смертные грехи оказались в числе незначительных грешков? Наверно потому, что за них не отлучают. Например, за сребролюбие точно не отлучат (хотя оно «корень всех бед»). А разве у молодежи (да и не только) не было срывов на блуд, на выпивку? С нашей молодежью много я общался - набрался впечатлений...

Проследите: все ли, кто покаялся в собрании, т.е. «обратился», меняют образ жизни? Далеко не все. И дело тут не в искреннем обращении. Что было бы с церковью ЕХБ, если бы всех, кто покаялся, сразу же крестили бы, без испытания, как во времена апостолов? «Высокий моральный уровень» у нас держится, в основном, за счет тщательного отбора перед крещением и дисциплины. А сколько тайных грехов и пороков мы прячем друг от друга и от внешних, и сколько грехов в себе не замечаем, потому что очерствели душой? Сколько сора «не выносим из избы»? Не собираюсь ни кого осуждать, но видел и слышал, не раз сталкивался с лицемерием. Доказывать мне ничего не надо.

Господь требует от нас искренности, честности везде и во всем. Но почему-то вместо борьбы со своими грехами и страстями мы утешаемся тем, что мы «святы!», «спасены!». Ответьте: почему в Писании нигде не говорится «ты спасен» в единственном числе, но «вы спасены»? Зато, например, Тимофею апостол писал, что, вникая в себя, в учение и занимаясь сим постоянно он и себя спасёт и слушающих его. В будущем времени! Да что там говорить! Если перечислять всё непонятное и отрицательное, что я нашел недавно в учении братства ЕХБ, то много страниц придется исписать. В Библии сказано, что «все мы много согрешаем», «если говорим, что не имеем греха, - обманываем сами себя, и истины нет в нас», что мы должны вникать в себя. Но мне говорят, что не надо копаться в своих грехах, а нужно взирать на Христа, тогда и настроение и духовная жизнь будет лучше. Странно, разве мы окосеем, если будем реально смотреть на свои грехи и одновременно взирать на Христа, чтобы получить очищение через покаяние. Апостол Павел недвусмысленно говорил: «Усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор.9:27).

Попробовал я как-то истолковать отдельные главы Откровения в связи с некоторыми ветхозаветными текстами не так, как учит пресвитер и «братство». Сразу обвинили в антисемитизме. Несмотря на представленные мною доказательства, только несколько человек согласились, что великая блудница в Апокалипсисе символизирует еврейство на протяжении всей истории Церкви и земной Иерусалим в последние времена как центр талмудического еврейства и мировую столицу. В самом деле, какой народ гнал и побивал камнями пророков своих, изменил Богу и распял Мессию, рвётся к мировому господству, а сегодня восседает «на водах многих», т.е. через рассеянных по всему миру евреев порабощает народы и племена (гоев). Интересно, что не один я так считаю, но в протестантских богословских учебниках категорически запрещено высказывать такое мнение. О существовании такого толкования просто умалчивается. Ну да ладно, сионистов испугались. Но когда я стал высказывать православный взгляд на причастие и крещение, то это сочли уже страшной ересью. Неважно, что в древней Церкви все так считали, не важно, что в Писании по этим вопросам есть очень «небаптистские» места. Какие там факты! Мне говорят: наши «герои веры» и старшие братья так не учили, ты чё, умнее их что ли? Тогда ответьте: а кто умнее и духовнее - Василий Великий или Проханов, Иоанн Златоуст или Каргель, Серафим Саровский или Юрий Грачёв, Серафим Роуз или Билли Грэм? Неужели вы считаете видных представителей баптизма более правильными христианами, чем отцы и подвижники Православной Церкви? До вас не докричишься! Как же вы, по вашим словам, «слушаете Бога», если никакие факты и аргументы вас не беспокоят - вы их просто заранее отвергаете, потому что это не вписывается в систему вашего мировоззрения.

Боже, прости меня многогрешного. Не могу больше подделываться под «старших братьев» и делать вид, что всё нормально. Почему только им дано право толковать Библию, а тем, кто толкует по иному, рот затыкают и даже выслушать не хотят. Да и кто вам сказал, что Библия - это готовый рецепт для создания Церкви? Разве Церковь Христова создавалась и строилась по Библии? Напротив - Библию создала Церковь; её пастыри, учителя. Ведь когда ещё не было написано ни одной строчки Нового Завета, уже долгое время существовала и расширялась Церковь, совершалась Евхаристия. Все послания апостолов написаны именно для Церкви, для уже созданных церквей, с готовым устроением. Например, коринфянам апостол Павел писал: «Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор.11:2). То есть, эта церковь уже имела нужное церковное устройство, форму богослужения и пресвитерство. Всё это было получено через предание. О предании сказано и в послании Фессалоникийской церкви: 2 Фес.2:15, 3:6. Чтобы понять, что понималось под преданием Церкви необходимо обращаться к раннехристианским письменным источникам. А иначе, что ж это за герменевтика? Иреней Лионский говорил, что еретики не признают ни Писания, ни Предания.

И все-таки у меня есть причины для радости, ибо уверен я в главном - есть на земле Единая Святая Апостольская Церковь - столп и утверждение истины, Невеста Христа, Его Тело. Церковь эта объединяет членов небесной (торжествующей) и земной (воинствующей) церквей в один богочеловеческий организм. Именно в области экклезиологии больше всего проигрывают баптисты. Истинная Церковь должна существовать на земле непрерывно со дня Пятидесятницы, и она не может заблудиться, ибо Святой Дух наставляет её на всякую истину. Все остальные христианские конфессии и деноминации - это отпавшие от исторической церкви. Я молю Господа о том, чтобы я был ее достойным членом. Жажду этого больше всех благ иных. Хочу быть причтен к тем, о которых сказал наш Спаситель: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

Уже не могу быть баптистом, ибо не считаю их истинной Церковью, но есть еще маленькие сомнения в правильности Русской Православной Церкви, хотя она мне по сердцу, ближе и родней. Помню, как четыре года назад я, новообращенный баптист, просыпался рано утром от звона колоколов и ощущал в душе какую-то необъяснимую тоску. В этот момент я чувствовал себя чужим на родной земле. Возможно, в это время мои православные предки на небесах молились за меня... Больше возврата к баптистам нет. Но куда же идти, как не в Русское Православие?

Вспоминаю слова блаженного Августина, когда Господь открыл ему глаза на Православие: «Я покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную Церковь, а на выдумки плотского воображения. Я был дерзким нечестивцем: я должен был спрашивать и учиться, а я обвинял и утверждал... Учит ли Твоя Церковь Истине, я еще не знал, но уже видел, что она учит не тому, за что я осыпал ее тяжкими обвинениями».

Господи, Свет души моей! Просвети меня, окаянного, не оставь меня среди заблудших.

раб Божий Игорь