12

НА ПУТИ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

Диакон Ханс выразился лучше всех.

  Каждая из этих служб миропомазания и рукоположения подобна небольшой Пятидесятни­це, — заметил он во время Божественной литур­гии в Нэшвилле, когда люди выходили вперед, чтобы в первый раз причаститься в качестве пра­вославных христиан.

Служба в соборе Св. Михаила в Ван-Нуйсе двумя неделями раньше продолжалась около четы­ре часов, в течение которых более двухсот прихо­жан были миропомазаны и много человек рукоположены в диаконы. На самом деле, толпа была на­столько огромной, что пришлось снять все стек­лянные панели в западной части храма и растянуть огромный взятый напрокат тент, чтобы вместить всех собравшихся.

  — Это выглядит как возрождение Пятидесят­ницы, — сказал я отцу Джону Бартке перед нача­лом службы.

В классическом смысле этого термина, так оно

и было.

Первым, кого я встретил, когда мы вошли в церковь этим февральским утром, была Ульяна Шмеман, жена покойного о. Александра Шмемана. Она проделала весь путь от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, чтобы стать свидетельницей этого со­бытия. Ее присутствие было огромной радостью для каждого из нас и мне трудно выразить ей свою признательность за приезд.

Все мы, и духовенство, и миряне ЕПЦ были ми­ропомазаны в начале службы. Затем, во время самой литургии, состоялось рукоположение диа­конов — митрополит возложил руки на каждого в отдельности. Новые калифорнийские приходы были представлены: Св. Варнавы, Хантингтон, — о. Уэйном Уилсоном; Св. Афанасия, Санта-Барбара, — о. Ричардом Бэлью; Св. Тимофея, Аом-пос, — о. Дэвидом Оганом; Св. Афанасия, Сакра-менто, — о. Томасом Рэнфри, и из Невады, Св. Иа­кова, Рено, — о. Тимоти Мак-Коем.

Хотя в Новом Завете и на протяжении большей части истории Церкви имели место одновременные рукоположения нескольких человек, позднее в Православии вошло в обычай рукоположение во время службы только одного диакона или пресви­тера. Но нас было так много, что обычай уступил место традиции и митрополит Филипп, подобно апостолу Павлу, «возложил на них руки» (Деян. 19:6), низводя благодать Святого Духа.

Молитва, которой епископ молится за каждого нового диакона включает такие слова:

Даждь ему любити благолепие дому Твоего, предстояти дверем храма святого Твоего, возжигати светильник селения славы Твоея, и насади его во святей Твоей Церкви яко мас­лину плодовиту, плодоносяща плод правды, и совершенна покажи раба Твоего, во время пришествия Твоего, б лагоу годивших Тебе восприяти воздаяние.

Мы входили в святую чреду диаконов, начав­шуюся с семи человек, включая Св. Стефана, первомученика за Иисуса Христа в новорожденной Церкви.

В то утро в соборе Св. Михаила отсутствовал один человек. Пегги Томас находилась в Санта-Барбаре, выдерживая битву с раком, находящимся в последней стадии. Она была слишком больна, чтобы приехать. Ее семья была миропомазана, а ее муж, Стив, рукоположен этим утром в ее отсут­ствие.

— Она должна принять миропомазание на сле­дующей неделе, — сказал он, когда мы вышли из храма. — Молитесь за нее.

После службы прихожане собора Св. Михаила устроили нам настоящий пир. Это был один из не­скольких раз, когда я готов был допустить, что

  частичной причиной моего перехода в Правосла­вие была пища!

Следующее воскресенье принесло новые миро­помазания и рукоположения диаконов в священ­ники в соборе Св. Николая в Лос-Анджелесе, где настоятелем является о. Павел Роили. С нами был епископ Питтсбургский Максим, а также епископ Японский Серафим, который в свое время, будучи евангелическим протестантом, закончил Ньяк Байбл колледж. Вдобавок к этому, около двадцати православных священников приехали со всех кон­цов Северной Америки. Прихожане Собора, мно­жество друзей и родителей, включая моих собст­венных, находились здесь же, чтобы стать свиде­телями этого славного события.

Это была еще одна Пятидесятница. Радость о Господе наполняла Его храм. В то время как свя­щенники рукополагались один за другим, митро­полит Филипп молился:

Божественная благодать, всегда немощная врачующи, и оскудевающая восполняющи, пророчествует ... благоговейнейшего диакона во пресвитера.

Я знал, что с того момента, когда должны быть сказаны эти слова, я буду полагаться на благодать, которая восполняет все недостающее, всю остав­шуюся часть моей жизни и служения. Господь во­истину избирает немудрых мира сего, чтобы по­срамить разумных.

  На последовавшем за службой банкете высту­пил епископ Максим. Он поблагодарил Бога за Его неизменную поддержку нас в нашем странствова­нии, а митрополита — в его смелости и решимости в открытии нам двери в Церковь. Я с радостью вос­пользовался возможностью представить своих ро­дителей этим двум Божиим избранникам, которые приняли нас так великодушно.

Выйдя на улицу из задней двери собора, чтобы пройти к своему автомобилю, я заметил фургон припарковавшийся поблизости к тротуару. За­движная дверь с его боковой стороны была откры­та и я заглянул внутрь, проходя мимо. Там, отды­хая и улыбаясь до ушей, находилась Пэгги Томас.

— Я сделала это! — сказала она. — Это было моей целью — стать православной.

Всего месяц спустя митрополит Филипп напи­сал о. Стиву Томасу такое письмо:

Мы только что с глубокой скорбью узнали об успении во Христе Вашей возлюбленной жены. Пэгги. Пусть Всемогущий Господь при­мет ее в Своих святых обителях, где лица святых сияют подобно звездам на небесах. За пределами этого мира страдания и слез Христос пообещал нам другой мир, где нет ни болезни, ни печали, ни боли. Нашим уте­шением служит то, что рано или поздно мы соединимся с теми, кого мы любили, за по­кровом этого временного существования.

  К другим приходам

Каждый приход, хотя и имеет одного Господа, одну веру и одну надежду, обладает вместе с тем индивидуальными особенностями. В православной церкви Св. Петра и Павла, расположенной в непо­средственной близости от Санта-Круз и возглав­ляемой о. Уэлдоном Харденбруком, такой индиви­дуальной чертой является энтузиазм. Он проявля­ется в молитве священников и пении прихожан во время службы. Митрополит Филипп миропомазал более пятисот человек в этом приходе всего через три дня после воскресного торжества в соборе Св. Николая. Я искренне допускал, что небеса могут раскрыться и принять всех нас, когда собрание ве­рующих встало, чтобы спеть многолетие митропо­литу.

На следующий день мы поднялись на борт самолета, следующего рейсом в Нэшвилл, имея целью ввести в Церковь прихожан и духовенство церквей Святой Троицы, возглавляемой о. Гордо­ном Уолкером и Св. Стефана, руководимой о. Эндрю Муром.

В следующем месяце, марте 1987 года, наши приходы, включающие Св. Петра в Джексоне, Миссисипи; Св. Иоанна в Мемфисе и святого Вос­кресения в Тэрри, Индиана, принимали епископа Антуана в течение двух уикендов и испытали те же исполненные Духа радость и веселие, что и другие. Еще три епископа ЕПЦ — Кларк Хендерсон, Дейл Отрей и Грегори Роджерс, пасторы этих приходов, стали священниками. Позднее в том же месяце епископ полетел в Саскатун в центральной Канаде, чтобы миропомазать местных верующих и рукопо­ложить духовенство. К концу месяца приход о. Даниэла Матесона, Святая Епифания, в Оттаве; Св. Викентия в Саскатуне, руководимый о. Бернардом Функом и Св. Андрея в близлежащем Бордене, возглавляемый о. Ларри Рейнемейером, стали пра­вославными.

Две последние остановки были сделаны в нача­ле апреля: в Анкоридже, Аляска, для введения в Церковь прихода Св. Иоанна в пригороде Игл-Ривер, руководимого о. Хэролдом Данавэем, и, на­конец, в Сиэтле, штат Вашингтон, для объединения с Церковью прихода о. Джозефа Коуплонда при храме Святого Креста в Якиме, а также Св. Павла в Сиэтле, ранее управлявшегося о. Кеннетом Бер-веном и о. Мелвином Джимакой, а ныне — о. Дэви­дом Андерсоном.

Я должен был встретить митрополита Филиппа в первую среду апреля в Анкоридже. Кэти Мейер позвонила за несколько дней до этого с сообщени­ем, что авиа-агентство вынуждено было заплани­ровать его прилет на вторник. О. Хэролд встретил его и диакона Ханса в аэропорту и отвез в общину на Игл-Ривер.

— Когда Сайдна Филипп вошел в Церковь, — рассказал мне о. Хэролд на следующий день, — он сказал: "Это собор".

В тот вечер по просьбе митрополита было со­звано собрание прихода и церковь освящена как собор Св. Иоанна Богослова. Люди стояли без­молвно. Они спроектировали и построили церковь три года назад своими собственными руками. И она стала православной на день раньше их!

На второй день, сразу после ленча, восемь из нас, включая митрополита, были приглашены со­вершить двухчасовой экскурсионный полет над горой Мак-Кинли и несколькими ледниками. Мы прибыли в назначенное время в аэропорт, чтобы сесть на борт самолета, но тот так и не прилетел. Самолет потерпел аварию в то утро, и двое пило­тов трагически погибли. Мы решили совершить пу­тешествие на следующий день, зная, что наша жизнь — в руках Божиих.

— Это самый прекрасный полет, который я когда-либо совершал, — заметил митрополит, когда мы приблизились к величественной горе Мак-Кинли.

Пятница застала нас на пути в Сиэтл. Там ощу­щалась та же радость, и, несмотря на усталость, было грустно, что праздничные мероприятия за­кончились.

— Мне будет не хватать столь частых встреч с вами, — сказал я диакону Хансу, когда мы проща­лись в аэропорту.

Национальный съезд

В следующее лето митрополит публично при­ветствовал нас в Детройте на Национальном Съезде.

— Дамы и господа, мы празднуем в этом году событие, происшедшее не в отдаленном прошлом, а всего несколько месяцев назад, — начал он.

  Он рассказал о нашей первой встрече с патри­архом в Лос-Анджелесе, а затем перешел к встрече с Синодом ЕПЦ 5 сентября 1986 года.

— После четырех часов интенсивных бого­словских обсуждений, случилось нечто, чего я ни­когда не забуду. Епископ Гордон Уолкер из Теннеси не выдержал и со слезами на глазах сказал нам: "Братья, мы стучались в двери Православия десять лет, но тщетно. Сейчас мы пришли к вашему порогу, ища Святой Кафолической и Апостоль­ской веры. Если и вы не примите нас, куда нам идти?"

— Я был глубоко тронут и взволнован искрен­ностью епископа Уолкера и начиная с этого мо­мента у меня не было никаких сомнений в том, что такой диалог, очищенный слезами, будет увенчан небесной радостью.

Позднее в своем выступлении митрополит рас­сказал о тех чувствах, которые вызвали у него се­вероамериканские службы миропомазания.

— Мне трудно найти слова, чтобы описать вам ту радость, которую я испытал, когда миропома­зывал маленьких детей евангелических православ­ных. Каждое впечатление, которое я получил, было подобно главе из книги Деяний. Я чувство­вал, как будто Церковь возвращала свой апостоль­ский дух и вновь обретала свое миссионерское из­мерение.

— Среди некоторых православных существует ошибочное мнение, что Православная Церковь не занимается прозелитизмом. Это крайне далеко от истины. Вы можете представить, где находилась бы Церковь, если бы Петр и Павел, Филипп и Анд­рей и другие апостолы не занимались прозелитиз­мом? В чем Америка нуждается сегодня, особенно после краха электронной проповеди, так это в православном евангелизме, основанном на подлин­ном толковании Писания, учения Апостолов и свя­тых отцов в литургической и сакраментальной жизни Церкви.

— Еще раз из глубины своего сердца я говорю евангелическим православным: Добро пожаловать домой!

Начало

Орден Св. Игнатия — это состоящая из вось­мисот человек группа поддержки в структуре Антиохийской архиепископии, которая осущест­вляет специальные проекты. Один из них — двад-цатидвухминутная видеопрезентация под названи­ем «Добро пожаловать домой!», в которой засня­то на пленку вхождение ЕПЦ а Православную Церковь. В конце фильма, когда вы ожидаете уви­деть на экране «Конец», вместо него появляется слово «Начало». Я считаю это слово пророческим.

В течение нескольких месяцев после нашего приема в Православную Церковь еще сотни людей пришли к Православию. Новые миссии начали свое существование в нескольких американских горо­дах — таких местах, как Фарго, Северная Дакота; Солт Лейк Сити, Юта; Ист Лансинг, Мичиган; Блу-мингстон, Индиана; Бивер фоллз, Пенсильвания и Витон, Иллинойс. В дополнение к этому, стали по­ступать запросы, иногда по несколько в один день, от пасторов, любящих Христа и Его Церковь и ищущих полноты Православного богослужения и веры.

Многие из них — это евангелические протес­танты, которые рассматривали православие в тече­ние многих лет, но считали его слишком этничес­ким для себя. Другие — протестанты, римо- като­лики, благочестивые люди, разочарованные тем, что каждый раз, когда они оборачиваются вокруг, почва под их ногами оказывается поколебленной. Они ищут вероучительные, литургические и экклезиологические корни.

Интерес к православию проявлялся также в кампусах христианских колледжей и семинарий. Мы получали предложения выступить там, часто при поддержке администрации. Школы, которые двадцать лет назад не задумываясь отвергли бы православного священника — и я сам в этом уча­ствовал — сегодня вторично, более внимательно, всматриваются в эту древнюю веру. Почему?

В последней книге Ветхого Завета — собствен­но, это последний стих Ветхого Завета — было сделано вдохновенное пророчество. Бог пообещал, что Он «обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал. 4:6). Народ Божий разде­ляет общее неутолимое желание найти основате­лей своей веры, Церковь, которую Иисус Христос основал через Своих Апостолов и отцов Церкви. Малахия говорит нам, что это произойдет перед

  «наступлением дня Господня, великого и страшно­го» (Мал. 4:5).

Когда Воплотившийся Бог Господь наш Иисус Христос пришел на землю в первый раз, именно люди, всерьез воспринимавшие Закон и Пророков, узнали Его и последовали за Ним. Как это будет в Его второе пришествие — узнаем ли мы Его? Будем ли мы готовы? Иисус предупреждает, что некоторые, считающие себя подготовленными, на самом деле таковыми не являются.

Сегодня значительная часть христианства раз­дроблена. Огромное количество людей, считаю­щих себя христианами в той или иной степени ос­тавили веру. Верующие осиротели и оторваны от своих корней. Но, несмотря на всю трагичность положения, помните, что Бог использует даже гнев человека для Своего прославления. Ибо наше вероотступничество вызывает жажду полноты но­возаветной веры, новой жизни во Христе, покло­нения Святой Троице и самой Церкви.

Чего хотим мы, православные христиане? Что является нашей мечтой, нашим желанием? Просто следующего: мы хотим быть настоящей Церковью для всех всерьез преданных своей идее христиан в англоязычном мире. Христиане в Северной Амери­ке, например, имеют возможность решать, хотят ли они быть римо-католиками, баптистами, люте­ранами, пресвитерианами, методистами или даже независимыми. Очень мало у кого был шанс ре­шать, хотят ли они быть православными. Мы хотим сделать выбор возможным и убедить людей стать частью подлинной Церкви Иисуса Христа.

  В книге Откровения Иисус неоднократно гово­рит: «Кто имеет уши слышать, да слышит, что Дух говорит Церквам!» Я думаю, что в эти дни Святой Дух обращается с призывом к народу Божьему: "Дети, вернитесь домой к вере ваших отцов, к вашим корням в христианстве, к зеленым пастби­щам и спокойным водам Церкви, которая выдер­жала испытание временем". До принятия право­славия у нас не было подлинного Спасителя, хотя мы пришли к лучшему знанию Его, вместе с Богом Отцом и Богом Святым Духом. У нас была подлин­ная Библия, которую нам также удалось постиг­нуть глубже. Но мы просмотрели огромный недо­стающий фактор — подлинную Церковь. Дух и Невеста поманили нас и мы с радостью пришли к Ним.

Вот то сокровище, которое мы нашли. И мы не осмеливаемся его скрывать.

О. Джеймс Мина был прав в тот день в соборе Св. Николая. Наши отцы приняли эту православ­но-христианскую веру и принесли ее в Америку. Теперь наш черед привести Америку — и Запад — к Православному христианству. Вперед к третьему тысячелетию!