"Россия стала моей душой"

 

Любмила ЛИСТОВА, журналист

... Она совсем не похожа на типичных американских броских секс-символов вроде Клаудии Шиффер или Шерон Стоун. И если бы мне не сказали, что эта молодая, русоволосая, скромно одетая женщина со спокойным ясноглазым лицом, лишенным косметики, -- иностранка, я приняла бы ее за нашу обычную прихожанку. Здесь, в Иркутском Михаило-Архангельском храме, мы с нею и познакомились.

Итак, жительница Чикаго Элизабет Гассин по американской программе обмена учеными преподает в Иркутском университете психологию. Живет на квартире, посещает как верующая православные храмы, ходит в музеи, знакомится с людьми. Сегодня она, хорошо говорящая по-русски, отвечает на вопросы нештатного корреспондента "Восточно-Сибирской правды".

-- Элизабет, расскажите, пожалуйста, для начала о себе.

-- Я родилась в Чикаго, но выросла в Калифорнии. Трудности жизни с раннего детства -- мама умерла, когда мне было три года -- уже в 10-11 лет привели меня к вере. И в общем-то довольно долго я была, как у нас говорится, счастливой протестанткой.

В 80-х годах начала интересоваться Россией. Читала Достоевского (это мой любимый русский писатель), занималась проблемой нравственного воспитания в СССР. У вас, на мой взгляд, была очень неплохая система такого воспитания. Широкое, всестороннее образование, народные традиции... В 1992 году я начала изучать ваш язык. Мне захотелось познать христианский дух России, изучить православие. Стала ходить в Троицкий православный собор, что в Чикаго, читать книги. И вот однажды в 1996 году, в один прекрасный день, я вдруг осознала, что стану православной. Через год по приглашению Московского педагогического психологического института побывала в России. Здесь с удовольствием посещала церковь имени святителя Тихона в Клину. Познакомилась с настоятелем отцом Анатолием. В этом небольшом храме очень сердечная обстановка, и по своему духу тамошний приход напоминает ваш Михаило-Архангельский. В летний отпуск я попросила у отца Анатолия добровольной работы, он направил меня в детский православный лагерь. Научилась чистить картошку ножом (у нас это делается иначе), помогала на кухне, общалась с детьми. Так я все дальше уходила от протестантизма и наконец решила, что мне нужно по-настоящему перейти в православную веру. Вернувшись домой, обратилась к владыке Иову, епископу Чикагскому и Среднего Запада. Потом несколько месяцев была "оглашенной", то есть готовилась -- читала литературу, общалась с православными священниками и прихожанами. И вот на праздник Вознесения через миропомазание перешла в православную веру.

-- А где вы работаете в Чикаго?

-- По вашей структуре должностей я доцент, работаю в маленьком частном протестантском университете, преподаю психологию.

-- Пока вы не побывали в России, у вас составилось о ней какое-то впечатление, а потом увидели нашу страну воочию. Чем отличается взгляд извне и изнутри?

-- Я ожидала найти здесь богатую духовность и нашла ее. Но не ожидала мелких трудностей жизни: то не было воды, летом у вас холодно. Многое удивляло, светло даже в час ночи -- я была в Санкт-Петербурге в пору белых ночей. Не ожидала и такого горячего гостеприимства. В Америке есть стереотип: бедные русские. А я увидела, что ваши люди очень щедры, искренни, встречают от души, угощают, преподносят подарки.

-- Как в США относятся в православной церкви?

-- У нас многие мало или вообще ничего о ней не знают. Когда я была протестанткой, все было ясно, а теперь мне приходится все объяснять. Часто путают православие с католичеством.

-- Демократия, на мой взгляд, противоречит любой религии, так как предполагает если не абсолютную свободу личности, то большую ее независимость. Верующий же полностью подчинен определенным правилам и зависит, верен своему Богу, будь то Христос, Будда или Аллах. Но у нас в России, как ни парадоксально, именно перестройка на демократический лад дала послабление религии. У вас в Штатах демократия помогает или мешает вере?

-- И да, и нет. Помогает, когда человек может свободно сделать выбор. С другой стороны, у нас ярко выраженное отделение церкви от государства, и это способствует тому, чтобы люди были неверующими. Иногда разделение так строго, что государство не только не способствует религии, но и борется против нее. У нас были, например, споры, можно ли платить стипендию студентам, обучающимся в частных религиозных учебных заведениях. Некоторые считали это формальной помощью религии. И все же конгресс в конце концов принял положительное решение. Впрочем, каждый штат имеет определенную независимость относительно государства, и в разных штатах проблемы могут решаться по-разному. Если же законы двух штатов противоречат друг другу, можно обратиться в Вашингтон, и там решат, кто прав.

-- Элизабет, в Америке много верующих?

-- Около 90 процентов населения имеют какую-то религиозную ориентацию.

-- Преимущественно?

-- Наверное, протестанты, каковыми были первые европейские колонизаторы. И много католиков.

-- У вас прямо так и говорят: колонизаторы?

-- Это слово не имеет явно негативного оттенка, как в русском языке.

-- Безлюбье в России обрело, например, совершенно конкретную форму множества неполных семей, дети растут сиротами при живых родителях. У вас есть такое понятие: мать-одиночка?

-- Увы, и у нас так называемая "холостая мать" -- очень распространенное явление.

-- И государство как-то помогает ей?

-- Да, она получает пособие, на которое можно жить очень скромно. Впрочем, в школах бесплатно кормят всех бедных детей.

-- Теперь я хочу задать вам вопрос как специалисту по психологии. Несколько лет назад прорвавшийся наконец-то на наши книжные полки Зигмунд Фрейд вызвал большой интерес и споры среди российской интеллигенции. Сейчас, уже с точки зрения православного человека, многие его рассуждения представляются мне настоящим ядом для души. А как вы к нему относитесь?

-- По моему личному мнению, Фрейд иногда был прав. Он говорил о важности ранних отношений между ребенком и матерью, накладывающих отпечаток на всю жизнь. Иногда мы сознательно защищаем себя, скажем, к моей жизни это подходит. В чем-то, думаю, он и неправ. Зачастую он работал с больными людьми.

-- ... а выводы делал для здоровых?

-- Да-да. Что касается общего мнения, в Америке есть сторонники Фрейда, большинство же психологов считает, что иногда он писал мудро, но многие из его идей просто не подходят к современному миру.

-- В вашей жизни случались какие-то чудесные события, которые вы связываете с Божьим промыслом?

-- Самое большое чудо, что после всех страданий, которые мне пришлось вынести, я более или менее нормальный человек.

-- Тотальная компьютеризация жизни, электронные игрушки "томагочи", виртуальная реальность... Некоторые верующие считают компьютер вместилищем сатаны.

-- Я понимаю, о чем вы говорите. Компьютер обезличивает, это очень опасное средство, но ведь и сам Господь, если так можно выразиться, работает в опасной области. Виртуальная реальность -- уже бесспорно страшно, теперь уже можно таким способом ставить свечи на Афоне, присутствовать на богослужении, не выходя из дома. Но вот именно с помощью компьютера я сама пришла к православию. Через Интернет познакомилась с девушкой, ушедшей от протестантов в православие, она и помогла мне сделать счастливый выбор.

-- Как вы думаете, в чем смысл жизни?

-- Он заключается в заповедях Христа: любить Бога и ближних.

-- Ваше представление о счастье?

-- Спокойствие, любовь и мир в душе. Искреннее общение с Богом, православными братьями и сестрами.

-- Порнография, фильмы-боевики, жевательная резинка -- все это, пришедшее к нам в большей степени от вас, процветает и в Америке?

-- Да, к сожалению. Но у нас есть очень мощное движение против насилия во всем обществе и, в частности, среди верующих -- против сексуальной разнузданности.

-- Лиза, представление о менталитете другого народа часто складывается из каких-то неуловимых нюансов, мелких деталей. Я видела множество американских фильмов, и, кроме прочих черточек, меня в них всегда поражает одна. Скажем, герою оторвало руку, он истекает кровью, а героиня склоняется к нему и спрашивает: "уои о'кеу?" ("Ты в порядке?" или "Тебе хорошо" -- англ. -- Л.Л.). Причем, это "уои о'кеу?" говорится часто и по совершенно различным по важности поводам: пролил ли кто-то кофе на брюки или хоронит любимого человека. И я всегда чувствую: здесь какая-то тайна менталитета, тайна отношений, которая русскому непонятна.

-- Вопрос для меня интересный и совершенно неожиданный. То, что вы говорите, правда, но я никогда не задумывалась об этом. Сейчас я попытаюсь взглянуть вашими глазами. Дело здесь, наверное, вот в чем. У нас в обществе очень развит культ независимости. Каждый человек -- как остров со своим флагом. И вот это наше "уои о'кеу" словно испрашивает разрешения переступить границу и уж тогда что-то предпринимать: спасать, помогать или извиняться.

-- Помню, в доперестроечные времена у нас, если показывали Америку, то больше куклуксклановцев, суд линча, гангстеров. И когда герои вдруг отчаянно восклицали: "Что же делать?!", в зрительном зале отзывались: "В СССР бежать!.." Теперь впору бежать нам. И все же мы остаемся на своей земле, в своем многострадальном Отечестве, потому что это наша Родина. У нас и пословица есть: "Где родился, там и пригодился". А с чем у вас ассоциируется понятие "Родина"?

-- С Россией.

-- Не поняла...

-- С Россией, наверное, потому что она -- оплот православия, а я стремлюсь к нему всей душой. Так бы и не уходила из храма... Возможно, когда-нибудь стану монахиней. И у вас, русских, я чувствую особую привязанность к земле, родному дому. В Штатах не так, там люди больше перемещаются, путешествуют, и их любовь скорее рациональна -- любят Америку, потому что она безопасна. Если же говорить о моих ассоциациях, связанных с США, вспоминается Вашингтон, какие-то здания, Белый дом... Я в общем-то не патриот Америки, у нас много проблем. Да и царство Божие гораздо важнее, чем Америка или Россия.

Беседу вела Людмила ЛИСТОВА.


При перепечатке ссылка на "Восточно-Сибирскую ПРАВДУ" обязательна.

Суббота , 26 сентября 1998 года ╧╧184-185 (23292-23293)

 http://vsp.ru/23293/185-10-1.HTM

пЕЙКЮЛЮ: