<
Предисловие | Оглавление
| Следующая глава >
ГЛАВА
I
Возрождение
Православия в Университете Орэла Робертса.
о. Энтони Хьюджес.
Какой странный
поворот событий! Обращение в ORU было, конечно, делом обычным.
Постоянно кто-нибудь "рождался заново". Но обращение
в Святое Православие? Это не то, чего можно было бы ожидать в
крупном центре Харизматиков. Однако, в конце семидесятых и начале
80-х гг., небольшая, но значительная группа студентов открыла
для себя Святую, Соборную и Апостольскую Церковь и бросила все,
только чтобы присоединиться к ней. Я был одним из них. Так как
мы, те, кто перешли в Православие, жили в нашем узком мирке в
Тулзе (Оклахома), мы не знали, сколько шума наделает наш переход.
Когда, впоследствии, я был в Свято-Владимирской Семинарии в рамках
однолетнего учебного курса, один профессор из Франции приветствовал
меня словами: "А, так Вы их тех! Мы в Париже слышали о вас!"
Это случилось, по меньшей мере, через 7 лет после того, как я
окончил ORU. Безусловно, наше обращение в Православие застало
врасплох администрацию, преподавателей и студентов ORU. Они нас
тоже очень удивили.
Богословие.
Многие из нас впервые познакомились с Православием во время нашего
самого первого занятия по Систематическому Богословию (1-я часть).
Наш начал занятие, как обычно, с молитвы, но мы этой молитвы не
знали. Прежде всего, он перекрестился, но, что странно, сделал
это наоборот (справно налево). Затем последовал ряд призываний
Святой Троицы, несколько "Господи, помилуй", затем последовало
знакомое "Слава Отцу и Сыну и Святому духу", Отче наш,
но даже это закончилось необычно.
Странным было то, что в завершающей молитве он обращался к кому-то,
кого он назвал "Феотокос". Кто это? И кто этот профессор,
как он сюда попал, и чем нам с ним предстоит заниматься? Когда
мы снова заняли наши места, надеясь и молясь о том, чтобы получить
хоть какое-нибудь объяснение, наш бесстрашный профессор начал
читать одну из рекомендованных книг - "Жития Отцов-пустынников"
Элен Уэддел. Он выбрал не что иное как "Житие Пелагии-Блудницы".
Нашу пеструю группу, состоящую из пятидесятников, лишенных прав,
протестантов (евангелических и харизматических), странствующих
католиков, это богатое меню Православной духовности очень сильно
поразило. Некоторые студенты были возмущены, хотя другие, в том
числе и я, были заинтригованы, если не просто растроганы. Я желал
найти ответы на множество волновавших меня вопросов.
Паломничество началось! Мы сформировали группу, которая должна
была решить две проблемы: 1) узнать, как сдавать Систематическое
Богословие (части I и II) и 2) попытаться усвоить все, что возможно,
из этого нового (читай: старого) подхода к Христианству. Мы боролись
с еретиками, подробно изучали Вселенские Соборы, усиленно изучали
церковную историю, апостольское преемство, апофатическое богословие,
Владимира Лосского, и, конечно, Библию.
Мы заново открыли для себя Протестантскую Реформацию, только теперь
гораздо более подробно и глубоко, всю историю Церкви, вместо обычной
истории средневековой католической Церкви. Мы узнали новое определение
Предания в Православной перспективе: "Жизнь Святаго Духа
в Церкви".
Наш кругозор начал расширяться. Оказалось, что есть несколько
видов Христианства, и один из них стал казаться все более привлекательным
для всё большего числа студентов, как в семинарии, так и в школе.
Поворотные
пункты.
У меня было несколько поворотных пунктов. Первым было изучение
истории Церкви. Когда, будучи еще юнцом, я сидел в своей церкви
Южных баптистов в Эрвине (Теннеси), я никогда не думал о том,
что было до нее. Я не мог даже назвать проповедника, который был
до пастора Фолкнера, тем более я не знал имен святых и отцов Церкви
(кроме Билли Грэма и Лотти Муна!). То, что можно проследить историю
Церкви от Христа и апостолов до наших дней - стало для меня "водоразделом".
В моей церкви были люди, которые искренно верили, что Иоанн Креститель
действительно был основателем баптизма Южного толка, а после него
был Роджер Вильямс. Какой огромный прыжок из древней Палестины
на колониальный Род-Айленд!
Вторым поворотным пунктом было открытие Литургии, какой она была
в древней Церкви. С начала обучения в высшей школе я тяготел к
литургическим традициям, но мной тогда руководила только любовь
к Христианской эстетике и возрастающее уважение к обрядам, обычаям.
Теперь появились иные причины узаконить этот интерес.
Третье открытие поразило меня как гром среди ясного неба: оказывается,
Новый Завет был написан евангелистами, которые совсем не были
вне Церкви! На самом деле, Церковь существовала раньше, чем книги
Нового Завета. Именно в Церкви, а не вне ее появились Евангелие,
Деяния, Послания!
После нашего обращения мы поместили в газете ORU объявление о
создании прихода, оно звучало как: "Вы ищете Церковь, основанную
на Библии? Почему бы не Церковь, которая дала Вам Библию?"
Наиболее реалистичное и действительно целостное видение Святого
Писания, соединенное в Православии с замечательными традициями
толкования, сделало Библию "живой", да так, что мы никогда
ранее и не подозревали, что это возможно.
Эти аспекты, как и некоторые другие, помогли мне укрепить мое
решение перейти в Православие. Несомненно, они же повлияли и на
других.
Во время Великого Поста 1979 года мы узнали, что в Вичите (Канзас)
будет организован уединенный лагерь с чтением лекций и богослужением.
Заведовал этим мероприятием никто иной, как о. Александр Шмеман.
Мы организовали группу и поехали туда. Сегодня я уже не в силах
припомнить темы лекций, тем более то, что он рассказывал. Единственное,
что я помню - это то, что его слова и богослужение меня потрясли.
Но на меня произвело впечатление и нечто иное. Православные, которые
там присутствовали, казалось, были "настроены в тон"
своей Церкви и очень хорошо знали свою веру, а ведь они были просто
миряне, паства. Честно говоря, изучать, насколько православные
сохраняют верность Христу, то, как органично они связаны с Преданием
и Литургией - было обычным делом некоторых членов нашей группы.
Мы узнали, что православное благочестие - трезвенное, углубленное
в себя, не подверженное эмоциям, которые составляли значительную
часть той практики, от которой мы постепенно отказывались. Но
это вряд ли означает, что православная духовность - менее личностная.
Православные учения об обожении и энергии говорили о союзе с Богом
гораздо убедительнее, чем юридическое протестантское учение. Таинства
были не просто необязательными древними обрядами; они были совершенно
необходимы для полноценного учения о Воплощении Христа и для спасения.
Литургия, Таинства, Предание, общение со святыми, образ самой
духовности - все это части цельнотканой ризы (хитона), "сшитого"
самой Апостольской верой. Именно в Вичите я решил сделать то,
чего мое сердце просило с того самого первого дня занятий по Систематическому
богословию. Будучи откровенным с самим собой, я узнал, что я должен
стать православным.
Сужая
выбор.
Но история обращения, конечно, была более долгой. После года обучения
в ORU, я вступил в Епископальную Церковь, думая, что это подходящее
место, чтобы убить время. Не желая "оставлять камень в покое",
я посещал три церкви: сначала я шел в епископальный храм св. Андрея,
к 9 часам утра, затем спешил на православную Литургию в храме
св. Антония к 11 часам, а затем проводил воскресный вечер, слушая
личные наставления доброго бенедектинского священника в Католическом
приходе. Это продолжалось почти 5 месяцев. Когда я оставил "шведский
стол" евангелизма и харизматического движения в пыли, мое
умонастроение начало меняться. Я знал, что некоторые студенты
тоже двигались в том же направлении. Наши дружеские отношения,
сформировавшиеся в учебной группе, пережили ее. Некоторые продвигались
по тому же пути гораздо медленнее, чем я мог позволить себе. В
конце концов, Православие вышло победителем из честной битвы вселенских
традиций и, примерно через 6 месяцев наставлений настоятеля храма
св. Антония протоиерея Майкла Кейзера, замечательным утром недели
Вайи я был Миропомазан.
Очень важную роль сыграло наличие англоязычного прихода Православной
Антиохийской Церкви с преданным своему делу священником и общиной,
которая радушно меня приняла. Хотя я изучал Православие на занятиях
и по книгам, только в приходе я смог ощутить его по-настоящему.
О. Михаил сам в свое время обратился и поэтому хорошо понимал
динамику обращения и то, какой эффект оно могло бы произвести
на его приход, по большей части, ливанский. Миропомазание и принятие
в Православие одного не могло перевернуть мира, но за мной вскоре
последовали несколько групп, которые переходили в течение полутора
лет после меня. Задача о. Михаила не всегда была простой, но наше
включение в его приход было настолько благотворно, насколько этого
можно было ожидать.
Назад
в ORU.
Отклики на наше
обращение в Университете были различны. Некоторые преподаватели
и студенты нас поддерживали, хотя другие, скорее защищались. Я
никогда не забуду, как один профессор сказал мне сердито: "Это
- худшая из Ваших ошибок!" Другой сказал: "Православная
Церковь - только для тех, кто не может сам устоять на своих двоих!"
Мой мысленный ответ был: "Конечно." Профессора О'Малли
и Лозонси, однако, остались в моей памяти как двое из тех, кто
реагировал с пониманием и сочувствием. Другие, как и они, были
образцами Христианской любви, которые останутся в моей памяти
на всю оставшуюся жизнь.
Можно спросить,
какова была реакция Орала Робертса. По правде говоря, я не знаю,
но я слышал, что он прочел проповедь, уже после того, как я окончил
ORU, в которой он взял на себя риск объяснить студентам, что всё
его учение согласно с учением святых отцов древней Церкви!
Причины нашего
обращения в ORU нельзя свести к какой-либо стратегии. Ясно, что
"шоковая терапия" профессора Систематического Богословия
не обусловила всех случаев обращения, ибо некоторые из нас, из
тех, кто соединился с Православной Церковью, не присутствовали
на этих занятиях. У нас не было никакой направленной проповеди
Православия. Было только самопроизвольное движение, которое направлялось,
как я верю, Святым Духом. Один мой товарищ, ныне священник, выразил
это так: "Святой Дух нашел несколько теплых сердец, чтобы
обитать в них." Дело в том, что православное благовестие
достигло только некоторых, но продолжение следует. Из нашей компании
вышло шесть священников. Другой из обращенных сейчас на факультете
Свято-Тихоновской Семинарии (Пенсильвания), другие еще заканчивают
ORU. Библиотека щедро снабжена лучшей Православной литературой
(За пополнение библиотеки отвечает тот же профессор Систематического
Богословия), и работа общины св. Антония в Тулзе продолжается.
Может ли это
повториться? Что касается всех движений Святого Духа, то "дух
дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит
и куда уходит" (Иоан. 3.8). Поэтому мы верим, что во время,
ведомое одному Богу, и ради Своей Церкви, рожденной в день Пятидесятницы,
этот призыв к верующим вернуться в историческую Церковь, может
и должен повториться снова, и снова, и снова в этой стране. Мы
это дуновение духа ощутили в классе, в Оклахоме. До того, как
дуновение закончилось, мы стали священниками Православной Церкви
в Северной Америке. Где это повторится в следующий раз? Возможно,
в месте, которое, казалось бы, для этого подходит еще менее чем
студенческий городок в Университете Орала Робертса.
<
Предисловие | Оглавление
| Следующая глава>