Такие разные инославные

Кроме журналистики я занимался благотворительностью. Точнее, помогал одному американскому миссионеру-бизнесмену тратить деньги на детские дома. Мы с ним старые друзья. На мой переход в православие он сказал: «О`кей, нет проблем!». Он часто бывает в России. В Кемерове он оставил меня областным координатором по распределению благотворительной помощи. И опять я оказался в щекотливой ситуации. Под мое начало попали несколько служителей протестантских церквей, работающих в детских домах. Но мы сработались. Это смиренные и ревностные люди. Сердца наши были открыты друг другу, на мой взгляд. Мы не боялись обсуждать спорные вопросы.

Из переписки с сестрой Натальей (имя изменено):

Не осуждаю и православных за беспечность. Многие злоупотребляют Божьей любовью, но разве я вправе судить. У родителей тоже бывают разные дети: одни послушные, другие наркоманы или пьяницы, но родители любят их. Кто из нас кто? Не знаю, знаю одно, что Бог любит меня, что не гнушается мною.

Наталья, разными могут быть и протестанты, и баптисты в том числе. Например, «разным» был баптист Гарри Трумэн, 33-й президент США, отдавший приказ... об атомной бомбардировке Нагасаки и Хиросимы. «Разным» был один из лидеров Реформации Жан Кальвин (главное его сочинение - «Наставление в христианской вере»). Однажды он обвинил в ереси испанского мыслителя Сервета и... сжег его на костре (хотя я оговорился: Кальвин, выдавший Сервета властям, пожалел его - попросил заменить сожжение на костре отсечением головы) [36]. Такое вот реформаторское «наставление»... Разные протестантские епископы в США сегодня требуют разрешения церковного благословения на браки гомосексуалистов. Со слов одного немецкого преподавателя богословского института Союза ЕХБ, в Германии сегодня не редкость объявления в газетах: «Ищем пастора (верующего)» .

...Евангелизация прошла успешно. Очень жаль, что служитель местной православной церкви назвал нас сатанистами во время служения. Это не имеет отношения к твоему хождению, это моя боль за людей. Думаю, что и ваша тоже. Мы раздавали приглашения на рынке, а матушка ходила и пугала людей, что тот, кто оставит его у себя, будет проклят на небесах, что дети заболеют и многое другое. Нашу церковь люди в городе знают по делам, она имеет доброе имя. Многие спорили с матушкой, были скандалы между людьми, ругались матами. 

Наталья, я искренне рад за проповедь Евангелия. Понимаю твою боль и огорчение. Я сам, будучи баптистом и миссионером «Новой жизни», очень горячо реагировал на эти моменты. На месте священника я бы поступил по-другому. Но это и понятно. Я изнутри знаком с баптизмом. А батюшка, возможно, знает его только по пропаганде советских времен...

Но баптисты могут сами провоцировать подобные ситуации своими, не совсем корректными, суждениями о православии.

Вот несколько примеров.

В 2000 году в Москве состоялась конференция служителей ЕХБ под названием «Русь. Миссия. XXI век». На ней был прочитан доклад Тараса Приступы, руководителя миссии «Надежда людям», пастора церкви. В докладе рассматривались препятствия на пути развития миссионерского движения в России в XXI веке. Одно из препятствий Приступа видит в том, что евангельское движение в нашей стране «пополнялось людьми именно из «православной среды», потому что другой просто не было». То есть проблема русских протестантов в том, что у них - отягощенная наследственность. Приступа пишет: «Богословие православия в некоторых ключевых вопросах радикально отличается от апостольского... В центре его - не Бог и Его благодать, а человек с его религиозным опытом... Православная церковь никогда не отличалась желанием завоевать сердца людей для Христа через любовь и служение... Язычество и мистицизм в православии, помноженные на духовный вакуум посткоммунистического периода, сделали людей незащищенными от влияния оккультизма, восточного мистицизма и тоталитарных деструктивных сект» [42].

Подобные суждения о Православной Церкви встречаются в этом журнале нередко. Насколько я понимаю, неизменно негативная оценка Православия - это позиция самого редактора Николая Водневского, которую он довольно часто выражает в своих статьях.

Вот лишь некоторые цитаты: «Корень зла - в отступлении людей от Бога, в замене истины... религиозной ложью, которой пользовалась господствовавшая церковь... Сатана подсовывает религию вместо Христа, обряды - вместо боголюбивой жизни...» [43]. «Живых детей Божиих, тех, кто любит Христа всем сердцем, спасает только то, что Бог не дает книжникам и фарисеям наших дней полной власти. Их авторитет поколеблен» [44]. «Слава Богу, в России... теперь строят молитвенные дома. Но они настолько дорогие и величественные, что, по примеру православных, их называют храмами... А Бог через апостола говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»... Да, Бог живет не в рукотворных храмах...» [45]. Водневский абсолютно прав в том, что сатана может везде, в том числе, и в Православной Церкви, искусить и обмануть человека, повести его по ложному пути. Жаль только, что кроме «религиозной лжи» Водневский (живущий в Америке) ничего в православии не видит.

Кстати, своим девизом журнал избрал слова Августина Блаженного: « В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь». Ни стремления к единству, ни уважения чужой свободы, ни, тем более, братской любви я не вижу в таком отношении журнала к Православной Церкви. И чем он отличается от той православной матушки на рынке? Может быть, только своей ученостью.

Тиражом в сто тысяч экземпляров называть православие язычеством, священников - фарисеями, обряды - сатанинскими, храм - безбожным... Кто после этого измерил боль православного? Корректно ли теперь ждать от него веротерпимости и дружелюбия?

После таких публикаций Православная Церковь, действительно, станет одним из главных препятствий «на пути развития миссионерского движения».

Другой пример. В журнале «Христианское слово», в статье «Труд: проклятие или благословение?», ее автор Игорь Подберезский противопоставляет протестантское отношение к труду (всегда, по его мнению, добросовестное, усердное и честное) православному отношению. Из статьи вытекает однозначный вывод о том, что православные христиане не могут упорно трудиться, не имеют понятия о «светской трудовой этике», воспринимают труд лишь как тяжелое бремя и уходят в монастыри, в основном, только для того, чтобы там молиться = лениться. При этом в статье ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН нет ни одной ссылки на Священное Предание Православной Церкви, то есть, на то, что только и может дать истинное представление о ПРАВОСЛАВНОМ отношении к труду. Зато цитируется Лютер, который говорил, что «труд конюха или скотницы более угоден Богу, нежели труд монаха или монахини» [49].

 

Реклама: