Один шаг до Православия

Через некоторое время я получил от Дмитрия еще одно письмо.

...Книжку читаю, спасибо («Православие - протестантизм» - прим. авт.). К сожалению, автор не отвечает на два моих основных вопроса относительно молитв святым. По-моему, на эти вопросы просто нет ответа.

Дмитрий, если два основных вопроса к Православию у тебя - относительно молитв святым, считай, от Православия тебя отделяет только шаг. Я принял молитвы святым и нисколько не поступился своими «протестантскими» убеждениями.

Что такое молитва? Что значит молиться? В словаре Владимира Даля «молить», значит, прежде всего, «просить смиренно, покорно и усердно» [32]. Однокоренное слово «умаливать» в словаре - с тем же смыслом (но с другим оттенком: «упрашивать, убеждать горячо, неотступно, бить челом кому, кланяться о чем с мольбой») [33].

Молить можно не только Бога, но и человека. И тому есть немало примеров в Библии. «Пастырей ваших умоляю я...» (1 Пет. 5:1), «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим...» (Рим. 12:1), «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16) и т.д.

Просить пастора, братьев и сестер, о том, чтобы они помолились перед Богом за мои нужды - это для протестанта совершенно естественно и не противоречит Писанию! Еще более эффективной молитва получится, если попросить о ней брата, достигшего возраста «мужа совершенного» (Еф. 4:13). Ведь Писание говорит, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Если в общине ЕХБ есть святые не только по принадлежности, но и по вере, «делами достигшей совершенства» (Иак. 2:22), значит, могу я умолять, молить этих святых о своих нуждах! Никак сама фраза «молитвы святым» не выходит за библейские, евангельские рамки. Значит, невозможно сразу, с ходу отвергать ее, как нечто противоречащее христианству.

Почему в Библии нет прецедентов молитв святым, почему, например, апостол Павел, который так много написал о молитве, никогда не упоминает о молитвах тем, кто перешагнул грань телесной смерти? В Библии только запреты и предостережения относительно общения с теми, кто перешел в мир иной, не важно, праведники они или нет.

В Библии по этому вопросу - не только запреты и предостережения (точнее, они были в Ветхом Завете и касались особой языческой практики вызывания духов умерших). В Новом Завете нам дан пример общения Господа нашего Иисуса Христа с ветхозаветными праведниками Моисеем и Илией, чему свидетелями были апостолы (см. Лк. 9:30-32). Почему в Ветхом Завете был запрет, а в Новом Завете сам же Господь, получается, его нарушает? Православные христиане не вызывают духов умерших. Они просто верят, что умершие святые - живы у Бога (см. Лк. 20:38) и слышат их молитвы (или прошения, что одно и то же).

Вспомни, Дмитрий, притчу о богаче и Лазаре (см. Лк. 16:19-31). Эта притча, как и сами протестанты признают, близка к реальному изображению того, что происходит на том свете. Богач, отделенный «великой пропастью» от Царствия Небесного, возопил к «отцу Аврааму». И святой праведный Авраам... услышал его! Почему же к моей мольбе Авраам останется глух? Во всяком случае, богач обращался к Аврааму с просьбой: прецедент молитвы к святым, перешагнувшим грань телесной смерти, в Библии все же есть.

Все-таки автор [книги «Православие-Протестантизм»] лукавит — православные христиане молятся не только со святыми, не только о ходатайстве их просят, но и ублажают, просят о защите, духовной помощи и т. п. Причем у многих святых своя специализация, не мне тебе об этом говорить. Я не раз слышал от православных священников, что, например, Николаю Угоднику дана благодать для помощи верующим, т. е. помогает он, Никола, и не молитвою, а непосредственно. Поэтому и получается, что народ молится Николаю и другим святым, а не Иисусу Христу.

Дмитрий, а разве ублажать святых - это не по библейски? Зачем автору лукавить, ведь он пишет для христиан, которые знают Библию. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа...» (Иак. 5:11). Первые христиане ублажали давно умершего Иова! (Кстати, в современных русских переводах вместо «ублажать» написано «называть счастливыми». Но этим переводам доверять особо не стоит, как меня учили еще в МБИ Союза ЕХБ. В добротном издании «Нового Завета на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык» выпущенном РБО, говорится так: «прославляем, как блаженных»).

О специализации. Дмитрий, ведь ты же не против того, что подаваемые свыше «дары различны»? Само Писание учит нас тому, что каждому члену Церкви Христовой дается свой особый дар, предназначена своя специализация: «...и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (см. 1 Кор. 12:4-11). Святые угодники имеют разную «специализацию» еще и потому, что преодолевали разные искушения и скорби, изживали в себе разные пороки. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор. 1:3-4). Видишь, Дмитрий, и здесь я нисколько не поступился евангельскими идеалами.

Если Николаю Угоднику дана была благодать, и он ею помогает верующим, что здесь противоречит Писанию? «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4:7). «И благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10). «И в этой уверенности я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать» (2 Кор. 1:15). По мере дара Христова апостолу Павлу дана была благодать покорять вере языческие народы. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9:22).

Итак, Библия говорит, что праведному человеку может подаваться благодать для помощи ближнему. Христианин действительно может помочь другому человеку обрести спасение, «родить» его во Христе Иисусе благовестием (см. 1 Кор. 4:15). «Спасай взятых на смерть...» (Пр. 24:11).

В чем я погрешил против Писания? Понимаю, что ты, Дмитрий, клонишь к тому, что Николай Угодник может вытеснить из сердца Христа. Но ведь это совершенно другой разговор - о том, что в нашем сердце может вытеснить Христа. Эта тема для православных действительно актуальна. Но не более, чем для протестантов. Не нам с тобой об этом спорить.

«Николае блаженне, припадающа мя ущедри, молюся тебе: и очи, премудре, просвети души моея, да чисте узрю Светодавца и Щедраго... Врагов ищущих злосотворити мне, святе, изми мя, дерзновение к Богу яко имея, иерарше Николае всеблаженне, и от мужей кровей спаси мя». Вот это и тревожит евангельских верующих... Что же касается молитв святым о помощи, это практика явно антибиблейская и противоречащая всему духу Евангелия.

Что же тревожит евангельских верующих? «Николае блаженне»? Разве Христос не называл своих последователей блаженными (см. Мф. 5:3 и далее)? «Припадающа мя ущедри»? Темничный страж припал к Павлу и Силе, и нисколько не оскорбил Господа, потому что не обоготворил апостолов, но таким образом выражал надежду на спасение (см. Деян. 16:29). Что же сделали Павел и Сила? Они были нищими, но «многих обогащали» (то есть «ущедряли»). Обогатили они и темничного стража со всеми его домашними - верой в Бога, возрождением и спасением (см. Деян 16:31-34). «И очи, премудре, просвети души моея, да чисте узрю Светодавца и Щедраго...» - это ли тревожит? Но ведь Сам Христос называл своих учеников: «Вы - свет мира» (Мф. 5:14)! Будучи истинным Светом, Господь дарует этот Свет и Своим ученикам. «Да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5:16), а значит, да просвещает тех, кто находится во тьме! Нет запрета в Библии на то, чтобы припасть к святым, попросить их о просвещении: «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» (см. Деян. 16:30). «Да чисте узрю Светодавца и Щедраго...», то есть Христа - вот конечная цель молитв угодникам Божьим.

«Врагов ищущих злосотворити мне, святе, изми мя...». Действительно, как может Николай Угодник спасти от врагов? Однажды апостол Павел, отсутствуя в коринфской церкви, но, «присутствуя в ней духом», предал одного блудника сатане (см. 1 Кор. 5:3-5). И хотя он повелел, чтобы вся церковь его поддержала, но, по сути, именно он спас (конечно, силой Господа нашего Иисуса Христа!) общину от врага, от дальнейшего нравственного разложения.

Преступно, что просим святого об исцелении? Но не о том ли должен просить протестант своего пастора, если заболел, - на основании Писания (см. Иак. 5:14-15)? Зачем призывать пресвитеров, если один у нас Посредник? Зачем нужна их «молитва веры», если больной может напрямую обращаться к Богу? Но их молитва, по апостолу Иакову, исцелит не только тело больного, но даже и его дух: «и если он соделал грехи, простятся ему».

Может быть, сейчас, Дмитрий, потянется твоя рука к Библии, чтобы оспорить вышеприведенные места из Писания другими местами. Но я тебе не букву хочу показать, которую ты и сам знаешь, а дух Писания, которым Православие дышит. Главное, ты видишь, что молитва святым о помощи не совсем «явно антибиблейская». У протестантов просто свое понимание Библии, кстати, не всегда однозначное. Недавно в журнале «Христианское слово» Союза ЕХБ я прочитал некролог известного протестантского журналиста (заместителя главного редактора) об одном ревностном служителе евангельско-баптистского братства. Заканчивается статья такими словами: «И он, Юрий, пребывает ныне в обители праведных и святых Божиих... И Он по-прежнему близок нам, потому что, находясь у престола Всевышнего в радости и ликовании, продолжает переживать за нас, оставшихся...» [34]. А в журнале «Вера и жизнь» я встретил и такое: «Туда [к Христу] отправились наши родные, и там они нас ждут, «считая небесные дни», оставшиеся до нашей встречи...» [35].

Если они там переживают и дни считают, то уж, конечно, и молятся за нас, если не перестали быть христианами от радости.

Итак, где же Новый Завет запрещает просить святых о молитве? Где указание в нем на то, что умершие святые не слышат и не видят нас? Где запрет на то, чтобы мы просили святых об исцелении духа и тела, о просвещении, о духовном руководстве, о наставлении (см. Евр. 13:7), и т.д.?

Только в Православии я увидел, что значит - приступить «к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:22-24).

Реклама: