Новоявленный апологет

Надо ли рецензировать инославных христиан?

...Странная ситуация сложилась после седьмого января 2001 года. Я - православный христианин, руковожу коллективом журналистов-протестантов. Но меня особо это не смущало. Я по-прежнему главный редактор. И должен обеспечивать бесперебойное производство радиопрограмм (около сорока 15-минутных передач в месяц). По-прежнему я рецензирую каждую из них. Прослушиваю и пишу плюсы и то, что, на мой взгляд, необходимо исправить. Конфликты здесь неизбежны, как в любой редакции. Но они случаются нечасто. В основном, люди понимают, что без редакторского ока не обойтись. Может быть, поэтому радиопрограммы кемеровского отделения несколько лет активно поставлялись для местного вещания Радиоцеркви не только в Новосибирск, но и другие крупные города - Хабаровск, Ижевск, даже в Москву.

Через год мое руководство предложило «кемеровцам» подыскать другого директора. В ответ коллектив единогласно проголосовал «за» старого. Я продолжил донимать людей своими рецензиями.

Однажды мой журналист в программе рассудил так: «Главное различие в том, какую роль отводят те и другие [имеются в виду католики, православные и протестанты] Священному Писанию. Хотя католики, православные и протестанты верят в богодухновенность Библии, но католики и православные считают, что помимо нее определяющее значение для веры и церковного служения имеют апокрифы... а также традиции, обряды. Протестанты же считают, что единственным руководством в вере и повседневной жизни христиан является Священное Писание. Поэтому они не принимают ряд установлений, основанных на преданиях и традициях...».

Я попросил убрать данный текст из программы. Мне он показался не совсем грамотным. Поэтому для журналистов (и, прежде всего, для себя) пришлось провести небольшой ликбез.

Я выяснил, что отношение православных к апокрифам - совсем другое.

Книга правил: «Наименование книг апокрифических, по переводу с греческого, значит, книги сокровенные. Еретики давали сие наименование составляемым ими подложным книгам, дабы лучше уверить, будто оные не вновь составлены, а только неизвестны были, как сокрываемые» .

Можно только ошибочно называть апокрифами неканонические книги Ветхого Завета. Апокрифы в их настоящем значении Православная Церковь отвергает. В православном учебнике «История христианской церкви» повествуется, что Церковь исключила из священных книг Писания не апостольские и решительно отвергла все книги подложные и апокрифические, каковы, напр., Евангелия «от Евреев», «от Египтян», «Евангелие Фомы» и т.д. Была произведена огромная работа, ведь на момент создания канона в народе ходила масса таких книг. Известно около 50 названий только Евангелий, не говоря уже о деяниях, посланиях и апокалипсисах. Протестанты называют такие книги псевдоэпиграфами [2].

Далее. Действительно ли «единственным руководством в вере и повседневной жизни» у протестантов является Священное Писание? Только со стороны я увидел, что это не совсем так.

Надо сказать, что «Апостольского символа веры», который исповедуют евангельские христиане-баптисты, в Священном Писании нет. Но, тем не менее, баптисты говорят: «Апостольский символ веры лежит в основе нашего вероучения» [8]. Получается, что не только Библия - в основании вероучения ЕХБ, но и часть Священного Предания. Более того, об этом символе веры «Христианское слово» Союза ЕХБ повествует: “Затем... апостолы составили краткое вероучение, в котором более полно выражено учение Иисуса Христа и их понимание Его личности, жизни и значения» [9]. Вдумайтесь, в предании - “более полно”, чем в Св. Писании! В журнале есть еще одна интересная мысль: “Мартин Лютер находил, что все три символа веры (Апостольский, Никео-Константинопольский (православный, как его еще иногда называют - прим.авт.) и Афанасьевский (конец 5 в.)) выражают вселенское церковное веросознание” [10]. Значит, все-таки может «предание» выражать истину. Именно такое предание в Православии называется Священным (которое, прежде всего, включает в себя Священное Писание) [11]. Сам П.Б. Коновальчик (бывший председатель Союза ЕХБ) в интервью на страницах «Христианского слова» заявил, что «мы можем пользоваться преданиями для духовного назидания», правда, добавил: «но не в качестве основы вероучения...» [12]. В этом же журнале И. Подберезский, доктор филол. наук, старший научный сотрудник Института востоковедения АНР (автор книги «Быть протестантом в России»), пишет: «Есть верующие, которые полагают, что нужна лишь Книга книг - Библия, надо просто верить и читать только ее, прочие же писания, они уверены, только усложняют дело. Казалось, такой подход не лишен здравого смысла. Однако уже первые христиане убедились, что без «дополнительных» писаний веру не сохранить и не отстоять. Отцы церкви разрабатывали учение о Троице, вели борьбу с ересями, сплачивали детей Божиих в одну христианскую семью. Со времен апостольских не прекращалась деятельность, которую сейчас принято называть писательской» [13].

Термин “Троица” впервые введен во втором столетии св. Феофилом Антиохийским [14]. А между тем, отвержение «доктрины о Троице» служит для баптистов «верным признаком» того, что они имеют дело с еретиками [15]. Вот как бывает опасно отвергать Священное Предание! Кстати, в символе веры «Радиоцеркви» говорится, что “мы веруем... в единого Бога, вечно существующего в трех ипостасях...” [16]. Формула «един Бог в трех ипостасях» закрепляется в Церкви для всеобщего употребления только в шестом веке [18]. Получается, что кредо «Радиоцеркви» тоже не обходится без Священного Предания.

Взглянув со стороны на жизнь общины ЕХБ, я увидел, что и она соблюдает традиции и обряды, которые никак не заповеданы в Священном Писании. Перечислю только некоторые из них:

  1. Традиция называться «евангельские христиане-баптисты»,
  2. Традиция облачения крещаемых в белые одежды [19],
  3. Традиция соблюдения праздников (Рождество, Пасха, Жатва и т.д.),
  4. Традиция крестить детей по достижении 16 лет, то есть в «сознательном» возрасте,
  5. Традиция совершать Евхаристию один раз в месяц [20],
  6. Традиции в архитектуре и внутреннем убранстве молитвенных домов,
  7. Традиция относиться к Хлебу и Вину на Вечере, только как к символам [21],
  8. Традиция публичного покаяния перед всей общиной [22],
  9. Традиция христосования (кстати, заимствована у православных: троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником Пасхи и говоря при этом: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!»).
  10. Традиции в одежде проповедников (темный строгий костюм, белая рубашка, галстук. Последний, кстати, почти отсутствует (тоже традиционно) у, так называемых, «отделенных» баптистов),
  11. Традиция освящения молитвенного дома [23],
  12. Традиция изображать крест внутри и снаружи Дома Молитвы,
  13. Традиции венчания [24],
  14. Традиция создания самодеятельных песнопений,

Получается, что не только Священным Писанием пользуются баптисты в своей церковной и жизненной практике, но и своим преданием.

В Православной Церкви «единственное руководство в вере и повседневной жизни» - Библия - не заменяется Священным Преданием, но охраняется им. Голый принцип «только Писание» коварен. Дьявол в пустыне искушал Христа цитатами из Библии (см. Лк. 4:9-11). Как дьявол мог иметь в устах Слово Божие? Как мог изрекать его? Как не опалило его это Слово, ведь написано, что Слово Божие «живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12)?! Почему же оно, пребывая в устах дьявола, не имело на него никакого действия? Более того, дьявол обратил Слово Божие в оружие искушения, направил Божественное Слово против... Бога! Слово Божие стало словом сатаны (противника) в его устах. Значит, Божественный текст в устах дьявола был мертвым, не имел жизни и действия, не имел Духа Божьего. Значит, Дух Святой не зависим от текста, каким бы божественным текст ни был! Дух Святой может наполнять каждую букву Писания, но может отсутствовать и во всей Библии. Нельзя поклоняться Писанию, букве, но надо поклоняться Богу, Духу Святому, Духу Писания.

Принцип «только Писание» не спасает протестантов от массовых заблуждений. Об этом, например, косвенно говорит книга Дж. Макдауэлла и Дона Стюарта «Обманщики» [27]:

Миллионы сектантов искренне верят, что держат в руках «меч духовный», и так же искренне не замечают подмены...

 

Реклама: