Ю.В. Максимов

Когда же всё это кончится?

(некоторые размышления о протестантской антиправославной полемике

на примере одной книги)

Ещё древние греки заметили, что когда Бог на кого-то гневается, в наказание Он лишает его разума. Книжка Павла Рогозина “Откуда всё это появилось?” очень убедительно показывает, насколько сильно “русские” протестанты прогневали Господа. А если ещё вспомнить выражение, гласящее, что сон разума порождает чудовищ, то можно только подивиться тому, как глубоко и крепко спит разум протестантских богословов.

Книжка, которая таит в себе столько замечательных открытий, посвящена “разоблачению” всего того в вероучении и практике Православной Церкви, что не влезает в прокрустово ложе иссохшего протестантского рассудка – молитвы Богородице и святым, иконопочитание, таинства, etc.

Составленная по популярным пособиям и обзорам позапрошлого века, она представляет собой беспорядочное собрание устаревших и явно ошибочных данных, перемешанных с пафосными пассажами, типа: "как ни странно, но в этом состоянии отступничества Церковь пребывает до сегодняшнего дня. Современное христианство – это апокалиптический Вавилон (Откр. 18), какая-то смесь небесного с земным, при явном преобладании последнего".

Конечно, с православной точки зрения эта книжка греховна, ведь смехотворство, как известно, по православной аскетике является одним из грехов. А удержаться от смеха, читая данный опус, практически невозможно. Тут и "Пустин-мученик", и "второй Пикейский собор", и "ересь безбрачия, укоренившаяся в обоих (!) церквах" (то-то бы апостолы Павел и Иоанн подивились – какой "ереси" они оказались родоначальниками!), и сближение "идей монашества" с "мусульманством" (!), и… в общем, чего только не найдёшь!

Разбираться со всеми этими "обличениями" – потребовало бы заведомо больше места, чем может позволить себе журнальная публикация и гораздо больше читательского внимания, чем вправе требовать для своей статьи автор. Посему мы ограничимся разбором первой главы рассматриваемого сочинения, названной “предания”. Перечитав по диагонали с десяток дореволюционных православных изложений Закона Божия, П.И. Рогозин так и не смог понять, что Христова Церковь говорит об одном Св. Предании. Христианское учение о Предании совершенно не понято Рогозиным и нигде не видно, что ему вообще известно о такой реальности. Представление об этом у протестантского обличителя настоль смутно, что в рассматриваемой нами главе он везде говорит о "преданиях" во множественном числе, подразумевая под ними некие исторические рассказы, которые Церковь почему-то "ставит выше Писания". Но даже при таком наивном понимании протестантская аргументация, основывающаяся на принципе "sola scriptura" оказывается направленной против Св. Предания.

Что же за аргументы нам предлагаются? Протестант пишет: "из книги Откровения 22 18-19 мы узнаём, что священное писание содержит в себе вполне законченное откровение Божие, прибавлять к которому строго и навсегда запрещено Богом". Вообще-то в этой фразе ап. Иоанн говорит о пророчествах книги сей, т.е. Книги Откровения. Относя эти слова ко всей Библии, наш новоявленный обличитель, видимо, не знает, что книга Откровения была написана одной из первых новозаветных книг. И если считать, что то, что в ней говорится, относится ко всему Писанию, то тогда таким прибавлением, запрещённым Богом, стоит признать и Евангелие от Иоанна, и апостольские послания, которые были написаны после Апокалисиса – и, следовательно, исключить из Нового Завета всё, кроме Евангелия от Марка, Откровения, да пары павловых посланий. Таким образом этот текст в предлагаемом Рогозиным понимании ведёт к разрушению не только Предания, но и Писания.

На основании ещё двух мест Писания – Мф 15:6 и Кол 2:8, разоблачитель утверждает, что церковные "предания… были только измышлением человекоугодников, желавших оправдать те или иные отступления от первоначального учения Христова". Нетрудно показать, что данные тексты не отрицают предание как таковое, но лишь извращения его, более того, апостольское упоминание именно человеческого предания указывает, что апостол отделял его от предания иного, о котором говорит: итак, братия, стойте и держитесь предания, которому вы научены или словом или посланием нашим (2Фес 2.15). Отчего же наш знаток Библии вдруг "забыл" эту апостольскую заповедь, а вместе с ней и похвалу: хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держитесь предания так, как я передал вам. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1Кор 11.2;23)? Отчего же "не заметил" он и способ хранения этого предания - и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим 2.2)?

В одном из аспектов отношения Предания к Писанию, первое представляет собой культуру целостного осмысления второго. А это означает, что в том или ином виде предания не миновать никакому человеку, читающему Библию. И если он по каким-то причинам отвергает Св. Предание Православной Церкви, то вместо этого у него моментально возникает своё собственное. Человек начинает по-своему понимать Писание и соответственно своему пониманию претворять в жизнь тот духовный идеал, который в нём содержится. Но только его предание, в отличии от Церковного, будет ограничено лишь его личным опытом листания страниц и не будет иметь своим истоком "свидетелей" (1Пет 5.1), "очевидцов" (Лк 1.2), и уже только поэтому не будет истинным. А кроме этого ещё и потому, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою (2Пет 1.20). Именно это и является тем преданием человеческим, о котором пишет апостол Павел в Кол 2:8.

Учитывая свидетельство нашего протестантского автора о том, что первые три века Церковь "несмотря на тяжкие испытания, продолжает поддерживать единство, твёрдо отстаивая чистоту догматов Божественного Основателя", приведём несколько цитат.

Вот что пишет в конце II века святой Ириней, епископ Лионский: "Ýòîãî ó÷åíèÿ íå ïåðåäàâàëè òåáå áûâøèå äî íàñ ïðåñâèòåðû, êîòîðûå îáðàùàëèñü ñ ñàìèìè àïîñòîëàìè. ß áûë åù¸ îòðîêîì, êîãäà ÿ âèäåë òåáÿ â Íèæíåé Àçèè ó Ïîëèêàðïà: òîãäà òû áûë çíàìåíèò ïðè äâîðå öàðÿ è ñòàðàëñÿ ñíèñêàòü áëàãîâîëåíèå åãî (Ïîëèêàðïà). Òîãäàøíåå ÿ ïîìíþ òâ¸ðæå, ÷åì íåäàâíåå; èáî ÷òî ìû óçíàëè â äåòñòâå, òî óêðåïëÿåòñÿ âìåñòå ñ äóøîé è óêîðåíÿåòñÿ â íåé. Òàê, ÿ ìîã áû îïèñàòü äàæå ìåñòî, ãäå ñèäåë è ðàçãîâàðèâàë áëàæåííûé Ïîëèêàðï; ìîãó èçîáðàçèòü åãî ïîõîäêó, îáðàç åãî æèçíè è âíåøíèé âèä, åãî áåñåäû ê íàðîäó, êàê îí ðàññêàçûâàë î ñâî¸ì îáðàùåíèè ñ (àïîñòîëîì) Èîàííîì è ñ ïðî÷èìè ñàìîâèäöàìè Ãîñïîäà, êàê îí ïðèïîìèíàë ñëîâà èõ è ïåðåñêàçûâàë, ÷òî ñëûøàë îò íèõ î Ãîñïîäå, Åãî ÷óäåñàõ è ó÷åíèè. Òàê êàê îí ñëûøàë âñ¸ îò ñàìîâèäöåâ æèçíè Ñëîâà, òî îí ðàññêàçûâàë ñîãëàñíî ñ Ïèñàíèåì. Ïî Áîæèåé ìèëîñòè êî ìíå, ÿ è òîãäà åù¸ âíèìàòåëüíî ñëóøàë Ïîëèêàðïà è çàïèñûâàë ñëîâà åãî íå íà áóìàãå, íî â ìî¸ì ñåðäöå, - è ïî ìèëîñòè Áîæèåé âñåãäà ñîõðàíÿþ èõ â ñâåæåé ïàìÿòè".

Примерно в то же время на другом конце тогдашней Римской Империи, Климент Александрийский писал: "Íàïèñàííîå æå ìíîé - íå âûäóìêà è íå ïîõâàëüáà, ýòî âîñïîìèíàíèÿ, ñîáðàííûå íà ñòàðîñòü, ñðåäñòâî îò çàáâåíèÿ. Ýòî ïðîñòîå íà÷åðòàíèå ëó÷øèõ ìûñëåé, íàïîëíÿâøèõ äîñòîéíûå óäèâëåíèÿ ñâåòëûå, âäîõíîâåííûå è æèâûå ðå÷è áëàæåííûõ è äîñòîïàìÿòíûõ ìóæåé, êîòîðûõ ÿ èìåë ÷åñòü ñëóøàòü... Îíè æå ñîõðàíèëè èñòèííîå ïðåäàíèå áëàæåííîãî ó÷åíèÿ, êîòîðîå ïðÿìî, êàê ñûí îò îòöà, ïðèíÿëè îò ñâÿòûõ àïîñòîëîâ Ïåòðà, Èàêîâà, Èîàííà è Ïàâëà. Ïî Áîæèåìó èçâîëåíèþ îíî äîøëî è äî íàñ, çàïàâ â äóøå ñåìåíàìè, êîòîðûå çàâåùàëè íàì ïðåäøåñòâåííèêè è àïîñòîëû".

А вот слова писавшего за полвека до них святого Папия, епископа Иеропольского: "ß íå ïðåìèíó èçëîæèòü òåáå, ÷òî õîðîøî óçíàë îò ñòàðöåâ è õîðîøî çàïîìíèë è ïðèñîåäèíèë îáúÿñíåíèÿ äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ èñòèíû. Åñëè ìíå ñëó÷àëîñü âñòðå÷àòü êîãî-ëèáî, îáðàùàâøåãîñÿ ñî ñòàðöàìè, òî ÿ ðàññïðàâøèâàë îá ó÷åíèè ñòàðöåâ, íàïðèìåð, ÷òî ãîâîðèë Àíäðåé, ÷òî ϸòð, ÷òî Ôèëèïï, ÷òî Ôîìà èëè Èàêîâ, ÷òî Èîàíí èëè Ìàòôåé, ëèáî êòî äðóãîé èç ó÷åíèêîâ Ãîñïîäà. ß ïîëàãàë, ÷òî êíèæíûå ñâåäåíèÿ íå ïðèíåñóò ìíå ñòîëüêî ïîëüçû, ñêîëüêî æèâîé è âå÷íûé ãîëîñ".

Этот живой и вечный голос и есть Священное Предание Церкви. И обратите внимание - для святого Папия оно даже важнее, чем Св. Писание, а святой Ириней им поверяет Писание, а не наоборот. И я скажу даже более жёсткую вещь: без Писания Церковь жила и оставалась стадом Христовым с одним Преданием, а вот христианские общества, которые отвергали Предание, очень быстро вырождались в различные духовные уродства, как правило, секты, бесчисленно делящиеся внутри себя и продолжающие делиться до сих пор, и время от времени ужасающие стороннего наблюдателя новыми порциями измаранной бумаги с изложениями причудливой "догматики" вкупе с опровержением "отступнической Церкви".

Но тем не менее Священное Писание целиком умещается только в Предании Православной Церкви. Во все же человеческие преданьица оно "не влезает" без того, чтобы один стих не считать позднейшей вставкой, другой - ошибкой переписчика, а третий не искажать совершенно произвольным, подчас даже противоречащим естественному, смыслом. Вот и не влезают 2Фес 2.15, 1Кор 11.2;23 и 2Тим 2:2 в преданьице той секты, что пятидесятитысячным тиражом издало обсуждаемую нами книжицу. Посему-то наш автор и "забывает" об этих стихах, а также очень красноречиво "не замечает", что исповедуемый им диктат Писания не свойственен самому Писанию: многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна (2Ин 12).

И вот у нас – православных, – эта радость полна, ибо в церковном Предании мы слышим живой и вечный голос апостолов, устами к устам. Протестанты же, потрясая в воздухе Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохранённой – напоминают дикарей, с важным видом разглядывающих трофейный радиоприёмник, не понимая его назначения, не в состоянии воспользоваться им в соответствии с его замыслом, будучи способными лишь издавать восхищённые выкрики по поводу солнечных бликов на его поверхности…

* * *

Моя подруга, полистав книжку Рогозина, заметила: “как жель те деревья, которые пошли на бумагу для этой гадости”. Я посмотрел ещё раз на обложку и вдруг перед моим внутренним взором предстали эти самые деревья. Высокие могучие сосны на фоне синего-синего неба с маленькими пёрышками облаков. Мне тоже стало жаль деревья. Деревья были красивее. И полезнее.

Заимствовано с: http://sysoev2.narod.ru/maximov-protest.html



Реклама: