ПРОТЕСТАНТИЗМ

Новая жизнь после крещения в конечном счете не даруется обособленной душе. "Ибо - как говорит апостол - все мы одним Духом крестились в одно Тело". - Анри де Любак. Католичество. Милан. 1992. с.61.

Именно неведение Церкви в протестантизме порождает восприятие крещения как частного дела, как требы. Но это не частный роман с Богом, а общецерковное дело, человек вступает в Церковь, в народ Божий. Некогда не народ, а ныне - народ.

Ты, рожденный в волнах, окунайся в единство, куда зовет тебя Дух, дабы дарами облечь. - Надпись Сикста 111 над Латранским баптистерием. (римские катакомбы) - Анри де Любак. Католичество. Милан. 1992. с.62.

Именно в православии нет посредников между Богом и моей молитвой. В протестантизме моя молитва на собрании опосредуется молитвой проповедника - его личным и сиюминутным творчеством, его настроением. В православии собственные интонации и наслоения священника практически отсутствуют. Он оставляет меня один на один с Богом и со словами древних и святых молитв, отфильтрованных веками. Здесь, кроме молитвы не навязывается что-то еще.

Болезненный индивидуализм и интеллектуализм не преодолеваются здесь в церковной реальности, живое церковное предание все больше и больше заменяется исторической наукой, церковь - религиозным обществом, таинства и мистический культ - условностями символики. Соборность упраздняется в этом делении на ученых и не-ученых, а место святого занимает ученый теолог. Протестантизм не имеет идеала и пути святости, без которой нет настоящей религии, как нет искусства без художественного гения. - С.Н.Булгаков. Тихие думы. М.1918.с.147.

Лютер и реформаторы, уйдя из Церкви, отвергнув ее живое предание, основывающиееся на вере в мистическое ее единство, в Церковный Разум, унесли с собой однако, писанную часть этого предания, то есть Библию. Она, как литературный памятник, и должна была сделаться основой вероучения, но она же неизбежно стала предметом и наунчого исследования. - С.Н.Булгаков. Тихие думы. М.1918.с.148.

"Эта безцерковность и безкультность есть истинная болезнь современного христианства и современной религиозности вообще. Она получает чрез это теучий и хаотический, энтузиастический и любительский, интеллектуалистический характер" (Трельч). Для религии необходима община и культ, это - социологический закон. - С.Н.Булгаков. Тихие думы. М.1918.с.159.

Христианство может существовать лишь как церковное или же вообще не может существовать. Христианство существует только в живом, конкретном церковном предании, а вне его остается наука о христианстве, да пережикти старого, удержанные реформацией от Церкви. - С.Н.Булгаков. Тихие думы. М.1918.с.162.

Мы дали им глубину проникновения в тайны христианства; они показали нам мудрость в строительстве христианской жизни. - митр.Евлогий. Путь моей жизни. Париж.1947. с.601. (об отношениях с англиканами).

На вопрос, как относятся протестанты к деятельности Муна, Фересюк, председатель Союза ЕХБ на брифинге издательства "Протестант" в Центральном доме журналистов 2 февраля 1993 г. сказал: "Мун - это не христианство и его распространение в России ничего кроме вреда не принесет".

Православие не участвовало в саморазложении христианства - вот с точки зрения западных главный порок его. - Ю. Самарин. Предисловие к богословск. работам Хомякова. (с.11).

Протестанство бежит на всех парусах от нагоняющего его неверия, бросая через борт свой догматический груз в надежде спасти себе Библию; а критика с язвительным смехом вырывает из оцепеневших рук его страницу за страницей и книгу за книгой.- Ю. Самарин. Предисловие к богословск. работам Хомякова. (с.27).

Очень полезно прочитать всю Библию разумно. - преп. Серафим Саровский. // Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха пустынножителя и затворника.Муром., 1893. с.291.

Монах есть тот, кто держится одних только Божиих слов и заповедей во всяком времени и месте и деле. - преп.Иоанн Лествичник. Лествица. Серг.Посад. 1908.с.16. - аналогично самоопределение протестантов.

Много таких флиртующих с Богом и мало обручившихся Ему. - свящ.Анатолий Жураковский. Материалы к житию. П.1984.с.67.

О тенденциозности переводов: у св.Василия можно вычитать почти Веберовский призыв к тому, чтобы "углубляясь в теологию не оставляли в пренебрежении экономики". (в русском переводе, конечно, стоит "богословие" и "домостроительство"). - св.Василий Великий. Письма. // Творения. ч.6. Сергиев Посад. 1892. с.30.

Они просто не знают русского языка - "Посредник". Почему един Господь И.Х. а Тит Титыч разве не господин?

Сегодняшняя России стала местом столкновения двух религиозных утопий - утопии американизма, выражающейся в мечтах либеральных журналистов и протестантских проповедников об автоматической пересадке на русскую почву форм религиозности, характерных для США - и параправославной утопии фундаменталистов, которые пытаются уклад церковной жизни, характерный для православного государства и крестьянской страны, перенести в мир, где православие более не обладает государственным статусом и лишилось - ввиду исчезновения такового - поддержки крестьянства, а, значит, в частности, и среды, поставлявшей большую часть трудового монашества.

Пастырь показал мне людей, сидящий на скамейках, и одного человека, сидящего на кафедре. "Это, говорит он, есть верные, а сидящий на кафедре лжепророк, погубляющий смысл рабов Божиих, - тех, которые двоедушествуют, а не истинно верующих. Эти двоедушные приходят к нему как к пророку и спрашивают его о том, что будет им; а он, не имея в себе силы духа божественного, говорит им по вопросам их и наполняет души их обещаниями согласно с их желаниями. Будучи суетен, он суетно и отвечает суетным людям. Впрочем, он говорит и нечто справедливое, чтобы привлечь кого-либо из праведных. Ибо пустая посудина, когда складывается с другими пустыми же, не разбивается, но они хорошо прилаживаются одна к другой.- Ерм. Пастырь. // Ранние отцы Церкви. Бр. 1988. с.199-201.

Театр аллегоричен, богослужение - символично, ибо здесь люди не просто изображают молитву, но реально сами молятся. Отсюда легко провести грань между православием и протестантизмом. Протестантское учение о таинствах - аллегорично, православное - символично. Там только благочестивое воспоминание о божественных энергиях, здесь же реальная их эманация, часто даже без особого благочестия. - Лосев. А.Ф. Диалектика мифа. // Философия. Мифология. Культура. М.1991. с.50-51

Крайне вредно проводить евангелизационную работу без учета национальной культуры, религии и местных традиций. Нельзя, например, в мусульманской стране пользоваться теми же прокламационными методами евангелизации, как в традиционно христианской. Зачастую результат бывает обратный желаемому. Евангелизационные кампании, сформировавшиеся по своему характеру под влиянием западных шоу, вызывают у значительной части населения неприятие протестантизма как чуждого им западного образа мышления и культуры. Евангелие же универсально. Многие миссонерские инициативы с Запада деноминационны. В результате в наших странах возникают самые невероятные общины и церкви. Понятно рвение посланных этими миссиями миссионеров в создании "своих" общин. Против этого нечего возразить, но если для того, чтобы создать "свою" церковь, членам существующих местных церквей предлагаются деньги, и немылые, с тем, чтобы они перешли во вновь основанную, то это вообще несовместимо с нашим пониманием миссионерского служения... К нам двинулись целые полчища представителей различных сект и религий... Только в одной Москве зарегистрировано более ста западных организаций. И каждая из них желает осуществить свою программу, стараясь использовать для этого существующую церковную инфраструктуру, которая, еще настолько слаба, что под этим натиском не может устоять ни организационно, ни духовно. Местные миссионерские организации не могут конкурировать с сильными западными миссиями, и лучшие работники переходят на служение в западные организации. Так местные миссии лишаются переводчиков, редакторов, проповедников, миссионеров. В итоге вместо того, чтобы получить помощь и поддержку со стороны западных миссионеров, местные инициативы должны бороться за осуществление своего видения миссионерского служения.- Открытое письмо Миссионерского координационного совета всем западным организациям, заинтересованным в распространении Евангелия в бывшем Совестком Союзе. - принято в Алма-Ате 23.3.1993. члены МКС: Отонас Бальчюнас (Литва), Семен Бородин (Россия), Андрей Бондаренко (Латвия), всего 10 подписей. // Вера и жизнь. Журнал миссионерского союза "Свет на Востоке" N.3, 1993.

На нас смотрит человек вопрошающими глазами: не у нас ли сострадающее лицо Бога? - свящ. Сергий Щукин. Современные думы. // Вестник РСХД, N. 122.с.198.

Книги Нового Завета включены в Библию на вне-библейской основе. Павел никогда не пишет "включите мои послания в Св.Писания". Почему Павел читается как и Моисей, почему он даже считается авторитетнее его? Это - догмат Предания, в не требование письменного Откровения.

Призывающая благодать - всеобщая, никто не исключен. см. - св.Феофан Затворник. Собр. писем. вып.1. М.1898. с.204.

Большинство наших - бедняки; это для нас не позор, а слава; как роскошь расслабляет душу, так бедность ее укрепляет. - Минуций Феликс. Октавий. // БТ. N.22, М.1981. с.162.

Однажды Франциск сказал послушнику: пойдем в город на проповедь. Они пошли и всю дорогу тихо беседовали между собой о духовных предметах. Прошли весь город, повернулись назад и так дошли до самого монастыря. Молодой брат в удивлении спросил: "Отец, а когда же мы будем проповедовать?". Но св.Франциск сказал: "Разве ты не заметил, что мы все время проповедовали? Мы шли благопристойно, беседовали о достойнейших предметах, встречавшиеся смотрели на нас и получали мир и успокоение. Ведь проповедь заключается не только в словах, но и в самом поведении". - Письма Елены Рерих 1929-1938. В 2-х т. т.2. Минск, 1992.с.218.

Мертвенная риторика Сперджона. - Г.Флоровский. О патриотизме праведном и греховном. // Параллели. вып.2. М., 1991, с.177.

Греки оказались виновны в том, что религия и учение оказались отождествлены. - А.Гарнак. Сущность христианства. - М., 1907. с.206. !!!! - это протестант обвиняет!

Меланхтон согласился признать папу, если папа дозволит проповедь Евангелия в чистом виде. - А.Гарнак. Сущность христианства. - М., 1907. с.244.

Таинства (крещения и причастия) реформация приняла как символы и как такие действия, все значение которых сводится к словам отпущения грехов, с ними связанных. Все остальные таинства она отвергло, а вместе с ними и представление, что благодать и помощь Божию можно получать по кусочкам, таинственным образом, путем определенных внешних манипуляций. Учению о таинствах реформация противопоставила слово Божие, а представлению, что благодать можно получать по кусочкам, - убеждение, что благодать может быть только одна - это вера в то, что Бог благ. - А.Гарнак. Сущность христианства. - М., 1907. с.255. Баптисты обвиняют православных в театральности Богослужения, но именно сами превратили Литургию в спектакль - "воспоминание" и представление.

Сие надлежало делать, и того не оставлять.

В Северной Америке проповедовали не католики, а протестанты - и индейцы исчезли. В Латинской Америке католические миссонеры их защищали и обратили. В Мексике сейчас деятельность протестантских миссионеров запрещена.

Я вдруг увидел в евангелической церкви и в себе в связи с ней что-то почерхностное, ограниченное и ханжеское. Это открытие заставило меня доискиваться чего-то большего. Я начал интересоваться прошлым. Мои блуждания привели меня к изучению истории церкви; и лишь тогда, когда я открыл для себя отцов раннехристианской церкви, я начал улавливать то, что беспокоило меня в евангелическом христианстве... Мы (третье поколоение) предпочитаем называть себя ортодоксальными евангелистами. Это подразумевает, что мы восхищаемся трудами отцов церкви и считаем, что их прозрения позволяют вносить ценные поправки в то, что, как мы полагаем, является лишь слабой тенью исторического христианства в структуре массового евангелического христианства. - Р.Э.Веббер. Критика массового евангелического христианства. // Диспут. Историко-философский религиоведческий журнал. N.3. 1992. с. 85-87. (профессор теологии Уитонского колледжа (США), "Ватикан евангелизма").

Главной проблемой массового евангелического христианства является то, что ему не удалось познать полностью смысл Воплощения. (в 6 областях):

1. В истории. Смотреть на историю сквозь призму Воплощения значит признавать существование человеческих и божественных начал в процессе истории. (87). Этот (бапт.) взгляд на историю оказался близким к гностицизму. Бог будто бы лишь частично и периодически причастен к истории. Непризнание истории проявляется в неисторичности евангелического христианства. Наше историческое сознание не идет дальше Дуайта Л.Муди или, в крайнем случае, Реформации. Лишь немногие из нас считают себя причастными к церковной истории, берущей начало в 1 веке.

2. О церкви. Церковь -это существование Христа в мире через пастырство, Священное Писание и святые дары евхаристии, переданные апостолами и охраняемые и оберегаемые присутствием Святого Духа. Проблемой массового евангелического христианства является то, что нам не удалось осознать таинственную двойственную природу видимой церкви. Мы отделяем человеческое от божественного и не видим присущность божественного человеческому. Результатом является что-то вроде "церковного докетизма". Подобно представителям докетизма, не признававшим в Христе телесного человека, мы отказываемся понять человеческую природу церкви. Из-за этого в миру церковь становится довольно туманной и неопределенной сущностью. Она становится лекционным залом, палаткой евангелиста или местом дружеских сборов. (89)

3. О Писании. Зачастую цитаты вырываются мз контекста, интерпретируются весьма субъективно, разбиваются на группы божественных суждений, из которых после их разбора и систематизации можно составить справочник расхожих истин. (90)

4. О теологии. Истину помещают под микроскоп и ожидают, что она не шелохнется.

5. О поклонении. Историческая церковь всегда признавала, что форма и тайна в поклонении составляют одно целое. Бог присутствует для молящегося в святом Причащении Его Тела Крови. Вместе с тем человеческий аспект поклонения подтверждает, что эта основа является подходящимм средством для передачи духовного принципа. Принцип Воплощения навсегда увтерждает значение формы - осязаемой и материальной - как средства, которое делает возможным присутствие божественного начала. Массовый евангеликализм по большей части лишился чувства присущности божественного начала в человеческой форме. Мы воспринияли близкий гностикам взгляд на использование формы при поклонении. Это проявляется в нашей антипатии к записанным молитвам, в нашем отказе от использования тела, в нашем небрежении чувствами; в изъятии реального присутствия из Причащения; в отказе от христианского взгляда на время, выражающееся в церковном ходу и суточном круге богослужения; в нашей неспособности понять связь между литургией и архитектурой, литургией и искусством, литургией и музыкой.

Результатом всего этого является гуманизация поклонения. Поклонение приобрело человеческую направленность и как таковое имеет целью развивать наш ум, улучшать наше самочувствие или обеспечивать формулой успеха. Провозглашение сменилось объяснением; форма - спонтанностью; Причащение - приглашением; славословие - развлечением; присутствие - индивидуальностью, Святой Дух - искусными способами манипулрования; литургическое восприятие пространства - аудиториями, сконцетрированными вокруг кафедр; христианское восприятие времени - национальными праздниками; священный танец - кривляньем проповедников; алтарь - эстрадой; церковный хор - громкими и надоедливыми личными приветствиями; наряды - броской и даже вызывающе непристойной одеждой. Мы не смогли понять, что наше отрицание формы не столько отрицание, сколько замена одной формы на другую. (91-92) Нам нужна человеческая форма духовности, которая, ориентируясь на библейские ценности, сможет устоятьт против ценностей, властвующих над мечтой среднего класса. - Р.Э.Веббер. Критика массового евангелического христианства. // Диспут. Историко-философский религиоведческий журнал. N.3. 1992. с.93.

После сказанного стоит лишь еще раз напомнить: создать Церковь даже по самым лучшим и верным рецептам нельзя. Можно лишь присоединиться к Церкви, единожды созданной Христом. Причина проста: Церковь создается не богословами, а Преданием, которое в ходе проделанной выше работы предельно сближено с Евхаристией. Веббер сетует на то, что евангелическое движение живет без Евхаристии, без Святых Даров. Богословский конгресс баптистов может, конечно, принять решение: "со следующего воскресения литургический хлеб считать не хлебом, а истинным телом Христовым". Но вне Тела Христова, воплощенного в Церковь, хлеб на сектантском престоле так и останется хлебом.

В сегодняшней России не возможно преподавание такого предмета, как "история религии". История предполагает наличие расстояния и наличие некоторой шкалы оценок, по которой можно выстраивать мозаику исторического развития. Ни первого, ни второго условия сегодня в России нет. Атеист, пытающийся сравнивать чужие веры между собой, довольно странен. Отец Сергий Булгаков таких специалистов сранвил с евнухом, сторожащим чужой гарем. Светское религиоведение в России еще продолжает оставаться на прежних "историко-атеистических" позициях (в его рамках сделав только шаг от Маркса к Фрейду). И, значит, оно способно сопоставлять религии лишь по своим критериям, чуждым религиозному вдохновению. О таких попытках давно уже сказал ап.Павел: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием. Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может" (1 Кор. 2, 14-15).

А это, прежде всего - риск. Богословская речь, обращенная к нецерковному человеку, то есть в конце концов - слово проповеди, всегда рискованно. Поскольку речь идет о Церкви, то есть о той реальности, к которой сердечно еще не соприкоснулся светский читатель, то остается еще и риск вообще остаться нпонятным. Поэтому прежде всего я считаю должным принести свои извинения светским читателям - если я все же так и не смог надлежащим образов выполнить свою роль проводника к церковному порогу. Во вторых, мне приходится заранее просить снисхождения и у церковных читателей - если я уж слишком неадекватно выразил непреходящий духовный опыт нашей Церкви.

Герман Гессе так поясняет причины своего "паломничества на Восток": "Для моей жизни имело решающее значение, что христианство впервые предстало передо мной в своей особой, закоснелой, немощной и преходящей форме. Я имею ввиду пиетистски окрашенный протестантизм... Но как бы ни судить о величии и благородстве христианства, которым жили мои родители, христианства, понятого как жертва и как служение, конфессиональные, отчасти сектантские формы, в которых оно предстало перед нами, детьми, очень рано стали казаться мне сомнительными и в сущности нестерпимыми. Многие изречения и стихи, которые произносились и распевались, уже тогда оскорбляли во мне поэта, и став чуть постарше, я не мог не заметить, как страдали люди, подобные моему отцу и деду, как их мучило то, что в отличие от католиков они не имели ни строгого вероучения, ни догмы, ни устоявшегося как следует ритула, ни настоящей нормальной церкви. Что так называемой "протестантской" церкви, по сути, не существует, что она распадается на множество мелких местных церквей, что история этой церкви и их руководителей, протестантских князей, была ничуть не благороднее, чем история порицаемой папистской церкви, - все это с довольно ранней юности не составляло для меня секрета... Действительно, за все годы моей христианской юности у меня не было связано с церковью никаких религиозных переживаний. Домашние службы, уединенные молитвы, сам образ жизни моих родителей - все это находило пищу в Библии, но не в церкви, а воскресные богослужения, занятяи для детей ничем меня не обогатили. Насколько привлекательней в сравнении с этими сладковатыми стихами, скучными пасторами и проповедями был мир индийской религии и поэзии. Здесь ничто меня не давило, здесь не было ни трезвых серых кафедр, ни пиетистских занятий Библией - здесь был простор для моей фантазии" - Г.Гессе. Из статьи "Моя вера". // Восток-Запад. Иссследования. Переводы. Публикации. - М., 1982. с.186-187.

Национальная протестантская церковь Женевы в 1993/1994 финансовом году потратила 21 089 000 франков. С 1980 по 1990 в кантоне Женевы эта церковь потеряла 20 000 протестантов, и теперь кальвинисты составляют только 22 процента населения. - Le nouveau quotidien. 6.10.1994.

Конгар полагает, что лютеранство считает, что лишь одна божественная природа Христа является субъектом спасающего действия, а человеческая природа становится лишь "местом", в котором Бог один проявляет Себя автором нашего спасения. Это, по Конгару, "моноэнергизм" или "монопраксия". На такой христологии основывается сотериология, сведенная к единственному действию Бога: сотериология, которая отрицает человеческое сотрудничество и его экклезиологические последствия. - Yves Congares. Regards et reflexions sur la christologie de Luther. // Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. ed. psr A. Grillmeier & H.Bacht. vol.3, Wurzburg, 1954. s.457-458 &  482-486.

(При прот. взгляде) христианство есть нечто только личное. Никакой связи между людьми, кроме той, которая существует в любой социал-демократической организации - нет. Если баптист Сидор получит от Духа Христа, то через это с баптиством Иваном ничего не произойдет, Он ничего при этом не получит. Ибо если я намочу один камень, лежащий в куче, то остальные от этого не намокнут. В Церкви совсем другое: благодать, которую воспринял член Церкви Сидор, оживляет не только Сидора, но и всех членов Церкви. Совершенно так, как в яблоне или в нашем теле. Заразилась одна "клеточка", болеют все. Полили вы корни, а ветки получили воду. - М.А. Новоселов. Письма друзьям. М., 1994. с.45.

Господи Боже Израилев! услышь молитву Израиля и сынов их.- Варух.3,4.

Если же увидишь, что кто-нибудь превозносится и надмевается тем, что он - причастник благодати; то хотя бы и знамения творил он, и мертвых воскрешал, но если не признает свой души бесчестною и униженною, и себя нищим по Духу, окрадывается он злобою и сам не знает того. Если и знамения творит он - не должно ему верить; потому что признак христианина - и тому, кто благоискусен пред Богом, стараться таить сие от людей, и если имеет у себя все сокровища царя, скрывать их и говорить всегда: "не мое это сокровище, другой положил его у меня; а я - нищий; когда положивший захочет, возмет его у меня". Если же кто говорит "богат я" то таковый не христианин, а сосуд прелести и диавола. Ибо наслаждение Богом ненасытимо, и в какой мере вкушает и причащается кто, в такой мере делается более алчущим. - преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М. 1880. с.167.

Это признак христианство, это - смирение. - преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М. 1880. с.168.

В духовном, где столько мудрости и тонкости, постепенно возрастает человек и приходит "в меру мужа совершенна, в меру возраста"(Еф.4,13), а не как утверждают другие, будто бы сие то же, что совлечься и облечься. - преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М. 1880. с.170.

Люди легкомысленные и несведущие, когда отчасти действует в них благодать, думают, что нет уже греха на них. - преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М. 1880. с.195.

Несложно сказать кому-либо, что хлеб этот сделан из пшеницы, но надобно с подробностию объяснить, как именно хлеб приготовляется и печется. - преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М. 1880. с.199.Если же кто, не имея молитвы, принуждает себя к одной только молитве, чтобы иметь ему молитвенную благодать, но не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполнению прочих заповедей Господних, то по мере его произволения и свободной воли согласно с прошением его дается ему иногда отчасти благодать молитвенная, в упокоении и веселии духа, но по нравам остается он таким же, каким был и прежде. - преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М. 1880. с.216.

Суть нового учения заключается в том, что Христос на полтора тысячелетия забыл своих учеников, оставил их заблуждаться по вопросам, имеющим значимость для спасения. А это уже противоречит догмату о человеколюбии Творца.

Конечно,они почти победили, если им дозволено толковать Писания как им угодно, а нам не дозволяется ни следовать толкованию древних, ни приводить свое мнение. - Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.1986. с.260.

Не останется Дух Мой в человеке навеки, потому что он - плоть. -Быт.6,3. -перевод Лютера. Синод.пер.: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть. Блаж. Иероним: Мой Дух не осудит этих людей навечно, ибо они - плоть. PL.23,997.(и еще 120 лет оставил Господь Ною для проповеди - см. Толковую Библию).- Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.1986. с.261. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть: будут же дние их лет сто двадесят.

Закон естественный внушает нам единодушное желание, чтобы счастье каждого заключалось в том, чтобы дать другому то, что он сам хотел бы получить... Закон писаный или, скорее, полнота писаного закона есть не что иное как закон естественный, что открывает весь свой духовный смсыл в социальной взаимопомощи и внутренней сообразности. - преп. Максим Исповедник. цит. у: Анри де Любак. Католичество.Милан 1992. с.317.

Взвешивая на руке книгу Пророка, поворачивая ее так и этак, и останавливая взгляд на очертаниях букв или на золоте миниатюр, неграмотный упускает главное, каковым является не этот суетный предмет, но божественная мудрость. Так же как главным в свече будет не воск, оставляющий всюду натеки, а свет. - Экзюпери. Военные записки. с.188.

Не ведаю, кто это может ограничивать любовь пределами Африки! -Августин о донатистах. цит. у - Анри де Любак. Католичество. Милан. 1992. с.34.

Не присутствует Христос там, где Он не присутствует весь.

Cвидетельствовать о Боге неверующим [название главы]. Процесс евангелизации значительно ускорится, если помощник директора по евангелизации научит верующих свидетельствовать о своей вере. Один из способов свидетельства - рассказ о своем обращении к Богу, который можно построить по такому плану: 1. Какая у меня была жизнь, когда я был неверующим. 2. как я осознал, что мне нужен Христос. 3.как я поверил к Него. 4. какой стала моя жизнь после того, как я принял Христа. - Методический вестник для учителей воскресных школ. вып.4. Приложение к альманаху "Богомыслие". Издание Одесской библейской школы. [Союз ЕХБ] Одесса.1991. с.18. (Более в этой главе ничего нет!).

Когда дети играют с кубиками, воодушевляйте их и скажите так: "Молодец, Петя! Ты хороший помощник. Библия говорит, что у Христа были хорошие помощники". Когда дети помогают друг другу, поощряйте их. Откройте Библию и скажите: "Петя и Андрюша складывают кубики вместе. Библия говорит, что мы работаем вместе". - Методический вестник для учителей воскресных школ. вып.4. Приложение к альманаху "Богомыслие". Издание Одесской библейской школы. [Союз ЕХБ] Одесса.1991. с.42.

Православие не должно восприниматься как всего лишь перевернутый протестантизм.

Идея единства - еще не само единство. Откровение о Христе не может быть отделено от воздействия Христа, и нельзя пользоваться благом одного, отворачиваясь от другого. - Анри де Любак. Католичество. Милан. 1992. с.270.

Заблуждение их заключается не в том, что они следуют лжи, а в том, что они не следуют иной истине. - Паскаль. цит. у - Анри де Любак. Католичество. Милан. 1992. с.275.

Познавательно стяжавший в себе Бога уже не будет более нуждаться в чтении книг. Потому что обладающий как собеседником Тем, Кто вдохновил написавших Божественные Писания, сам будет для других богодухновенной книгой. -преп. Симеон. - архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Бр.1980. с.160.

Когда я однажды отошел к пречистому образу Рождшей Тебя, Ты Сам, прежде чем я встал, стал видим внутри моего жалкого сердца, соделав его светом. И тогда я узнал, что я имею Тебя в себе познавательно. - преп. Симеон. - архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Бр.1980. с.202.

Синоптические евангелия были написаны после посланий Павла. Значит, в Церкви возникла потребность обратиться к земной жизни Господа, и эта потребность породила единственную жанровую форму, специфичную для раннехристиианской письменности - Евангелие. Нам известен лишь Христос керигмы - то, что для общины казалось важным в Его проповеди.

Боже, если бы Лютер видел, как его муки в обретении веры превратятся в дешевую уверенность нынешних протестантов!..

Нельзя надеяться на атавизм: мол, победит "исконное".

Не неверные, не еретики были главными врагами христианской культуры: волны ее разбивались о "многое множество людское", о тех, кто не холоден и не горяч... Блюющему раблезианству не было уже дела ни до Бога, ни до сатаны. Вдумаемся еще раз: гуманизм, сменивший любовь Божию, любовь во Христе! Крутой поворот позднего средневековья к Ветхому Завету... Но ведь это всего лишь итог, итог исторической адаптации, фактического переписывания Евангелий, непереносимых для тех, кто "лишь тепл". Дальнейшее хорошо известно. Христианство "восстановилось" на новом, комфортабельном и безопасном уровне.Кажется, Тиллиху принадлежат слова об удобном, уютном Боге, ничего не требюующем, всегда готовом спасти тебя, хоть ты вовсе того и не желаешь... А "мгновение внезапно разразившейся Истины"... оно исчезло, растворилось где-то там, в доисторической мгле. Оно тревожило пару чудаков, атавизм среди добрых христиан, невозмутимо, с деловой пунктуальностью отмечающих Воскресенье доброго Бога, гаранта здоровья и коммерческих успехов, хранителя домашнего очага... - Валерий Сендеров. После абсурда. Христианство в эпоху безвременья. Русская мысль. 3.11.92.

Рост деловой активности - это просто выживание сильнейших... Американскую розу можно вырастить во всем великолепии ее краосты и благоухания, которое вызовет восторг у созерцающих ее, лишь беспощадно обрезая слабые ролстки вокруг неее. Это всего лишь претворение в жизнь закона природы и Божьего закона. - Джон Д. Рокфеллер. цит. у - Т.Л.Мите. Национализм. - Диспут. январь-март 1992.с.138.

Классическая позиция христианских националистов основывается на убеждении, что амекрикаполучиа завет от Бога -Т.Л.Мите. Национализм. - Диспут. январь-март 1992.с.141.

Сейчас уже никого не удивляет приезд в нашу страну американских телепроповедников. Необходимо отметить, что  со стороны официальных республиканских, областных и городских властей они пользуются режимом наибольшего благоприятствования. Им предоставлены ведущие каналы государственных теле- и радиокомпаний, арены спортивных комплексов... Но на многочисленных массовых евангелизационных собраниях, в своих конфессиональных печатных органах, во внутриобщинной жизни поместных церквей протестанты ненавязчиво,но - твердо! - занимаются контрпропагандой православных догматов, подвергая порой резкой и ожесточенной критике саму Православную Церковь как религиозный институт. В бесчисленных протестанстких брошюрах, наводнивших нашу страну, правослввие почему-то именуется не иначе как "так называемое христианство"... Я, работая над статьей, специально пересмотел груды периодики за август-сентябрь прошлого года и - ни в одном из изданий! - не обнаружил ничего схожего хотя бы с запоздалым раскаянием в занятой протестанством в августе 1991 г. позиции. Протестанство хранило гробовое молчание. - Сергей Сасов. Блажены ли мы? - Диспут. январь-март 1992. с.146-147. (автор - протестант).

Доход на душу населения среди католиков в среднем чуть больше, чем среди протестантов - Дж.Келли, профессор ун-та Дж.Гопкинса. Цит. по обзору "Протестантский фундаментализм в общественно-политической жизни США" РС Религия и полтика. М.ИНИОН.1983.с.108.

"Обезьяний процес" над преподавателем биологии Дж.Скоупсом в г.Дейтоне (штат Теннеси) в 1925. - Цит. по обзору "Протестантский фундаментализм в общественно-политической жизни США" РС Религия и полтика. М.ИНИОН.1983.с.109

Антимодернизм и традиционализм фундаменталистов "отличаются крайней приверженностью группе, жесткой дисциплинированностью и стремлением обратить в свою веру всех остальных".  Цит. по обзору "Протестантский фундаментализм в общественно-политической жизни США" РС Религия и полтика. М.ИНИОН.1983.с.111. (это по вопросу о "соборности").

В конце 70-80 годов креационисты оказались активно вовлеченными в водоворот общественно-политической жизни страны. Отвергая принцип разделения общесчтва на мирскую и религиощную сфер и отдлеения церкви от государства, креационисты предприняли довольно энергичные усилия для претворения в жизнь своих религиозных идей. Наиболее далеко идущую попытку реализации своих принципов фундаметалисты и креационисты предприняли в штатах Теннеси и Арканзас, добившись принятия специальных щаконов, приравнивающих библейскую версию творения мира и человека по всоей значимости к эволюционной теории. Закон, принятый в Теннеси, был отклонен как неконституционный апелляционным судом США. Как считают большинство исследователей, "новые христианские правые" внесли существенный вклад в поражение ряда ведущих деятелей либерального толка на выборах в конгресс 1980 г. и победу консервативных и правывх кандидатов. Жертвами их агрессивной кампании стали, в частности, бьывашгие сенаторы Б.Бей, Дж.Макгорверн, Ф.Черч и др. Дж.Каннингэм, помощник Макоговерна по административным вопросам, призанет важную роль в поражении всоего патрона "Морального большинства". "Они пугающе эффективны. Они способны сделать все, если их не остановить". Цит. по обзору К.С.Гаджиева "Протестантский фундаментализм в общественно-политической жизни США" РС Религия и полтика. М.ИНИОН.1983.с.112 и 121.

По мнению многих наблюдателей наиболее опасным элементом в фундаменталистской доктрине является то, что она настойчиво проводит связь между моралью и политической идеологией. - К.С.Гаджиев. Обзор "Протестантский фундаментализм в общественно-политической жизни США" РС Религия и полтика. М.ИНИОН.1983.с.114.

Не зная традиций России, американские пропагандисты просто отталкивают от христианства вообще многих и многих людей - горазхдо больше, чем привлекают. "Миллионодолларовая улыбка разлилась по лицу молодой девушки... Миссис Сердиченко сказала: "Это было как бомба для Измаила, которая подорвала основание для многих религиозных традиций", - так говорит рекламная листовка о выступлении Рода Мак-Дугала, "целителя"-евангелиста на Украине. Замечу, кстати, что в ней прямо признается и разрушительная по отношению к православию цель протестантской миссии.

Католики платят индусу 2-3 рупии, если он согласен креститься. - митр.Евлогий. Путь моей жизни. Париж.1947. с.558.

Сравнение Церкви с кораблем и старообрядцев с лодкой, "она причалена вервием к кораблю нашей церкви, плывет за нею и непременно потонула бы, если бы не был привязана к кораблю. Если с таким кормчим (как Спаситель) люди по своей греховной слабости с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком". - преп. Серафим Саровский. // Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха пустынножителя и затворника.Муром., 1893. с.145-146.

Диавол явился в виде Христа. Старец закрыл глаза и сказал: Я здесь не хочу видеть Христа. - Древний Патерик. М.1899. с.295.

Ришар Сен-Викторский говорил, что не верит Христу, если рядом с ним нет Илии и Моисея, то есть если откровение не подтверждается текстами Ветхого и Нового Завета. - Л.Карсавин. Католичество. Пг. 1918. с.33.

Жалкая работа - сочинять себе веру. - И.Киреевский. ПСС. - М., 1911. т.1. с.262.

Протестанты были уже в В.З. Сыны Корея "собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Божия?" (Числ.16,3).

Духоборы последовательны: они считают только Бога отцом, и потому земного отца называют по имени или "старичком", а мать - няней или "старушкой". - Богосл. словарь.

Мы - всемирно известный россиийский народ.

1. Мы - народ страны, имеющий 1000 летнюю историю христианства.

2. Не будем загрязнять воду и землю и все, что на ней, чтобы оставить нашим потомкам прекрасную землю.

3. Бережно будем относиться к зданиям и строениями, которыми мы пользуемся.

4. Помня о безопасности наших детй, не будем разбивать стеклянные бутылки.

5. Для того, чтобы жить в мире, возлюбим ближнего, как самого себя.

Российская методистская духовная семинария и Московская методистская церковь "Янгмун", которые трудятся для завтрашнего дня российского народа.

Что вам даст вера в Иисуса Христа? - Исполнятся ваши заветные желания; Ваша душа наполнится миром и радостью. Ваши невзгоды пройдут как весенний снег; К вам снизойдет диво дивное; Завтра будет блага больше, чем сегодня и вчера. Тел. 128-43-30. 438-71-49.

Приглашаем Вас на богослужение. Посещая церковь, обретете счастье. Время богослужения по воскресения с 10 - детская школа Библии; с 11 - взрослое богослужение; с 13 - занятия по изучению Библии. к/т Черемушки

Мы, проснувшись утром ранним,

На колени наши встанем,

Перед школой на дорогу

Вознесем молитву к Богу.

Чтобы ОН нас вдохновлял

И во всем благословлял,

Чтобы лучше нам учиться -

Будем мы Ему молиться.

Люди все тогда повсюду

Удивляться будут чуду.

Станем мы примерными,

Добрыми и верными.

В школе нас попросят дети

Рассказать им о секрете,.

Мы расскажем всем вокруг,

Что Иисус наш лучший Друг!

Андрей Лукашин. Краткие размышление на 11 главу книги Иова. Стихотворения.М.1992.

О позитивной роли предания в борьбе с гностиками см. - Ф.Фаррар. Первые дни христианства. Спб., 1892. с. 711-712. там же о появлении иерархической структуры в церкви.

Протестантизм - реиудаизация христианства. Была разрушена красивая, символическая обрядность средневековой церкви; вопреки психологии, но в угоду синагоге богослужение было сосредоточено исключительно в слове. Природа вновь была обезбожена: исчезли Распятия, знаменовавшие вершины холмов и перекрестки дорог, часовни и образа Богоматери и святых, освящавшие урочища и рощи. Реакцией и здесь был неогуманизм 18 века: сближение с античностью неизбежно повело за собой и сближение с эллинским христианством. Правоверные протестанты и теперь не могут примириться с тем, что Шиллер становится "католиком" в "Орлеанской деве" и в "Марии Стюарт", Гете становится "католиком" в "Фаусте", особенно в его второй части. - Ф.Ф.Зелинский. Древнегреческая религия. Киев, 1993. с.123.

Да, вопрос о том в какой степени отождествимы наши службы с Вечерей - спорный. Но на той вечере апостолы-то хотя бы причастились или только вспоминали? Все же "Сие есть тело Мое", слишком сильное и очевидное утверждение.

Хлеб и вино в чаше, представляя Тело и Кровь Христа, но материально не превращаясь в них, являются не условными символами, а реальными знаками, посредством которых Христос дает верующим духовным образом вкушать Свое Тело и Кровь. - Исповедание веры Одесской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов. // Богомыслие. N.3. Одесса, 1992. с.208. Гениально: не символ, но знак!

Создание Церкви снизу: "По повелению Иисуса Христа и Его апостолов и по примеру первых христиан каждое чадо Божие ищут общения с другими членами единого Тела. так образуется поместная церковь, как зримое отражение Вселенской Церкви. - Исповедание веры Одесской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов. // Богомыслие. N.3. Одесса, 1992. с.206.

Ссылаясь на "Церковную историю" Евсевия современный протсетантский автор говорит, что после казни Поликарпа "наиболее ракционно настроенные люди" требовали у проконсула, чтобы тело мученика было сожжено. Однако Евсевий прямо говорит об иудеях. Церк. история 4-15. Кроме того, в рассказе о мученичестве Поликарпа протестантский автор опускает все, что связано с почитанием мощей. Он передает только аргумент иудеев - "Чтобы христиане, оставивши Христа, не стали поклоняться Поликарпу" и реплику Евсевия, что христиане никогда подобного не сделали бы. Но при этом умалчивается о том, что не поклонение, но почитание мощей проявили и современники Поликарпа, и это почитание одобряет сам Евсевий. см. В.Харламов. Поликарп Смирнский и его послание к Филиппийцам. // Богомыслие. N.3. Одесса, 1992.с.108.

Методика диспута с протестантами: 1. Единство христиан -благо. 2. Разделение христиан допустимо только по вероучительным мотивам. Не по грехам или недостаткам тех или иных представителей церкви, но по вероучительным основаниям. 3. Признать, что каждый из нас занимается интерпретацией Библии. 4. Нападки протестантов на парвославие. 5. Полнота православия в сравнении с протестантизмом. 6. Ущербность евхарстической жизни протестантизма. Не позволять менять темы, но фиксировать каждый достигнутый рубеж.

Пятый анафематизм Сина торжества православия: "Не приемлющим благодати искупления, евангелием проповеданного, яко единственнаго нашего ко оправданию пред Богом средства, анафема".

В православии и католицизме нарушения и извращения по трем основным пунктам (апостольское учние, молитва и преломление хлеба) так многочисленны и существенны, что их можно назвать самыми большими сектами христианского мира. Это очень большая трагедия для тех людей, которые исповедуют эти религии. Так как по своему незнанию, по своей слепоте, в которую их ввергли "святые отцы", они думают, что они самые праведные, что в учении Библии они стоят правильнее других! - Истина или заблуждение? б.м. б.г. с.6.

Я не мог выносить этого слова - "правосудие Божие"; я не любил этого Бога справедливого и святого, который наказывает грешника. Я тайно негодовал на Него, ненавидел Его за то, что, не довольствуясь запугиванием законом и бедствиями жизни нас, Его бедных творений, уже сгубленных первородным грехом, Он увеличивал наши страдания еще Евангелием". - М.Лютер. Сказано за год до смерть; приведено в его биографии, написанной Жюлем Мишле. цит. Н.Ф.Федоров Собр. соч в 4 томах т.1. М., 1995. с.178.

Может ли женщина быть пастором, старейшиной или епископом Церкви? Давайте рассмотрим те качества, которыми должны обладать пастор или епископ и посмотрим, обладает ли требуемыми качествами женщина. "Епископ да будет одной жены муж". Есть ли такое качество у женщины? Может ли женщина быть мужем своей жены? - Дон Девельт. Церковь в Бибии. М., 1994. с.153.

В мунитском ответе на протестантскую книгу используется протестантский аргумент против протестантов - "Господин Мун открыто нападает на библейскую доктрину Троицы, - пишут авторы "Обманщиков" (Дж. Макдауэлл. Д. Стюарт. Обманщики. М., 1993. с.109). Однако Троица в Библии нигде не упоминается. В Библии множество раз говорится об Отце, Сыне и о Святом Духе,  но о "Троице" там не сказано ни слова. - А.Лотоцкий. Осторожно, "Обманщики". // Family Tyes. Вестник Движения Объединения в СНГ и странах Балтии. август-сентябрь, 1994. 

Только ли мольба - единственный способ встречи с вышними силами, или же возможно еще и действие, привлекающее благодать? Это разница протестантизма и православия.

Люди вспоминают, а Христос дает реальность.

 

“Уважаемый отец Андрей! Я долго размышлял (несколько месяцев) прежде, чем написать это письмо, но видимо не написать я не смог, ибо это потребность моей души, моих поисков истины. Поскольку мой опыт духовный еще слишком мал, а вопросы остаются и даже увеличиваются в объеме, их надо решать, и нужен совет. Но прежде о себе. Вас может удивить, что пишет вам баптист с 20-летним стажем, проповедник (средний) и со всей искренностью ждет от вас ответа. В моей жизни, кажется, все было ясным, понятным; изучал Библию, молился, женился (уже 19 лет в браке), духовные вопросы (да и житейские) разрешал со Словом Божиим.

 Все началось с того памятного убийства трех монахов в Оптиной Пустыни на Пасху, а затем и  Ал. Меня. Затем пошли осквернения крестов, святынь, надписи на стенах храмов. Это привело меня к мысли, что всем этим силам духов злобы поднебесных мало места под небесами, они в последнее время стали действовать с особой яростью через людей, сынов противления. И не на протестантов их злоба, а на православных, значит, они стоят на их пути, значит мешают темным силам осуществлять свое зло.

Затем была поездка в Ярославль (я там родился), посещение церкви Федоровской Божией Матери.  Затем был в Троице-Сергиевой Лавре. Все это оставило свои следы в душе. Стал читать православную духовную литературу, и наконец сам собой встал вопрос - где же все же истина, в православии или в протестантизме? Несколько лет я балансирую посередине. Если перефразировать ап. Павла, то по внутреннему человеку нахожу удовольствие в православии, и даже чувствую своми какие-то родственные корни с тем Домом, откуда когда-то вышел. Может быть, потому, что крещен в младенчестве в Федоровском храме Ярославля, или позже, когда получил однажды исцеление через икону?

Не знаю, но мне нужен сейчас какой-то наставник, который смог бы мне изъяснить мои поиски истины. Когда я однажды в пятницу по радио услышал Ваше участие в передаче, решил Вам написать, хоть и сделал это не сразу.

Теперь, особенно, когда я уже вплотную приблизился к церковной ограде, кажется остается сделать шаг, решающий шаг, я остановился в раздумии.

1. Когда я сравниваю жизнь православных и протестантов (баптистов), то кажется все складывается не в пользу первых, ибо в протестантстве нет курения, разводов, вина, абортов и т.д., чего не скажешь о посещающих православный храм (город у нас небольшой, я многих знаю).

2. В знании Библии, думаю, что тоже баптисты опережают, причем дисциплина во всем куда выше. Если еще иметь в виду общинную жизнь, где молодежь даже преобладает, общее участие в богослужении при обильном чтении Слова в проповедях на фоне старушек в православном храме, где каждый предоставлен самому себе, где Слово Божие звучит мало, а если звучит, то на славянском языке нараспев, без объяснения, то конечно, все складлывается не в пользу православного храма.

Я повторяю, что все это с внешней стороны, внутренннюю в совершенстве знает только Бог. И все же при всем этом внутренность ищет чего-то не найденного, я чувствую себя еще не в ограде Церкви, и хочется, чтобы мое введение в храм состоялось скорее.

Поясните, пожалуйста (этот вопрос почти центральный), можно ли спастись, будучи баптистом, пятидесятником? Вообще, отец Андрей, может быть, Вы изложите свои понятия о протестантах (я восприимчив к критике положительно) потому что, каждый хвалит свое, а мне бы хотелось правдивый взгляд со стороны.

 Пишу с искренним сердцем, не как фарисеи, пытавшиеся уловить Христа в словах, но для меня вопрос, быть может, жизни и смерти, и я думаю, Вы не откажитесь  поддержать своим советом слабого, как я думаю, христианина”. 357900 Ставропольский край, г. Зеленокумск, пер. Алексеенко, д. 42. Сибирякову Леониду.

Разве мы не все священники? Господь наш Иисус Христос соделал всех нас не только служителями, но и священниками Отца небесного. Власть Церкви постановила границы между священниками и мирянами. Но существенная обязанность служения Богу принадлежит неотъемлимо каждому. Разве не приносим мы и без священников жертв Ему в молитвах, коленопреклонениях, бдениях, и даже в поучении других? Разве не имеем мы права сами крестить в случае нужды? Ты священник для себя и для некоторых, хотя и не для всех. - Тертуллиан. О целомудрии // Творения. ч.2. Спб., 1849, с. 112.

Г. Бурачек справедливо отмечает, что у лютеран есть золото - слово Божие, есть серебро - люди природных лобрых нравов; но это золото и серебро разведено уних такою ужасною пропорциею лигатуры человеческих своевольных мудрований, так что за такое злоупотребление не избегнут ответа пред Богом. - Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1862, с. 460.