Заимствовано с сайта Апологии Христианства. http://apologia.narod.ru/

 

О СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ В БИБЛИИ.


Алексей Рассказов

    Как правило, большинство отрицающих значение Священных изображений в жизни христианина, считают, что иконопочитание - идолопоклонство.

    Часто такой взгляд иногда основывается на неправильном отношении к иконам и иконопочитанию в среде простых верующих людей, поэтому следует помнить, что иконопочитание имеет библейское обоснование, но неправильное иконопочитание может граничить с идолопоклонством.

    Поэтому вкратце изложим здесь основные аспекты Православного иконопочитания:

    1. Чудеса производит один только Бог: "Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса" (Пс. 71, 18). Поэтому все чудеса, происходящие от святых икон, мощей, происходят вследствие пребывания на них особой благодати Божьей.

    2. Между Богом и людьми есть один только посредник Господь наш Иисус Христос: "Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус" (1 Тим. 2, 5), святые и ангелы не являются посредниками, а лишь молитвенниками за нас на небе (Откр. 5, 8).

    3. Иконам, святым, ангелам, мощам и т.п. не покланяются, а почитают, ибо поклонения достоин только один Бог.

    4. Почитая икону, в молитве обращаются не к доске, на которой она изображена, а к тому, кто на ней изображен, вознося мысль свою от образа к первообразу. Например, когда муж, находясь в разлуке с женой, целует ее фотографию, то не из-за особых качеств фотобумаги он это делает, а потому что, глядя на фотографию, он вспоминает супругу и мысленно обращается к ней.

ИДОЛ - НИЧТО.

    Для начала разбора этой темы, нужно понять, что такое идол?

    Согласно Писанию: Идол - ничто.

    1 Кор. 8, 4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто.

    Сравните с Иер. 51, 17 Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо истукан его есть ложь, и нет в нем духа (сравните с Иер. 10, 14).

    В каком смысле идол ничто? Например, существует статуя Артемиды Ефесской, а сама Артемида не существует. Существует статуя Аполлона, а самого Аполлона не существует в реальном духовном мире. В этом смысле идол ничто, он ни на что собой не указывает, в отличии от этого херувимы, изображения которых были в Иерусалимском храме реальны.

ИЗОБРАЖЕНИЯ В БИБЛИИ.

    Возможность священных изображений мы можем увидеть из Библии.

    Сам Бог повелел Моисею сделать херувимов в Своем храме:

    Исх. 25, 18-20 И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.

    Исх. 26, 1 Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою.

    Точно также поступил и Соломон при постройке Иерусалимского храма:

    3 Цар. 6, 29 И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне.

    3 Цар. 6, 31-32 Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы.

    3 Цар. 6, 34-35 и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные. И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе (смотрите также 2 Пар. 3, 7. 10. 14).

    Пророк Иезикииль видел в видениях храм, в котором были изображения херувимов:

    Иез. 41, 18-20 сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стене храма.

    Херувимы не были обычными украшениями, это можно увидеть из того, что в Библии мы не найдем иного употребления херувимов, как только в месте богослужения. Царь Соломон при постройке своего дома использовал изображения львов, но херувимов в его доме не было, они были только в храме:

    3 Цар. 7: 1-11 А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой. И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах. И настлан был помост из кедра над бревнами на сорока пяти столбах, по пятнадцати в ряд. Оконных косяков было три ряда; и три ряда окон, окно против окна. И все двери и дверные косяки были четырехугольные, и окно против окна, в три ряда. И притвор из столбов сделал он длиною в пятьдесят локтей, шириною в тридцать локтей, и пред ними крыльцо, и столбы, и порог пред ними. Еще притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он и покрыл все полы кедром. В доме, где он жил, другой двор позади притвора был такого же устройства. И в доме дочери фараоновой, которую взял за себя Соломон, он сделал такой же притвор. Все это сделано было из дорогих камней, обтесанных по размеру, обрезанных пилою, с внутренней и наружной стороны, от основания до выступов, и с наружной стороны до большого двора. И в основание положены были камни дорогие, камни большие, камни в десять локтей и камни в восемь локтей, и сверху дорогие камни, обтесанные по размеру, и кедр.

    2 Пар. 9: 15-20 И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, - по шестисот сиклей кованого золота пошло на каждый щит, - и триста щитов меньших из кованого золота, - по триста сиклей золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева. И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом, и шесть ступеней к престолу и золотое подножие, к престолу приделанное, и локотники по обе стороны у места сидения, и двух львов, стоящих возле локотников, и еще двенадцать львов, стоящих там на шести ступенях, по обе стороны. Не бывало такого [престола] ни в одном царстве. И все сосуды для питья у царя Соломона были из золота, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из золота отборного; серебро во дни Соломона вменялось ни во что.

БЛАГОДАТЬ БОЖЬЯ НА ИЗОБРАЖЕНИЯХ.

    Согласно Писанию изображения херувимов обладали славой Божьей:

    Иез. 9, 3 И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца.

    Иез. 10, 4 И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа.

СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ КАК ПОМОЩЬ В МОЛИТВЕ.

    Через Священные изображения люди возносили свой ум и сердце Богу, они помогали людям в молитве:

    Пс. 133, 2 Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.

    Пс. 28, 9 Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его все возвещает о Его славе.

    Пс. 27, 2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.

    Числа 10, 35-36 Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!

ПОЧИТАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ.

    В Священном Писании люди чествовали изображения через поклонение им, преклоняя свои колена перед храмом, ковчегом завета:

    Пс. 5, 8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

    Пс. 137, 2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.

    Нав. 7, 6 Иисус разодрал одежды свои и пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои.

КТО ОСНОВОПОЛОЖНИК ИКОНОПИСИ?

    Самым первым иконописцем является Сам Господь Бог, Он первым сотворил икону. Греческое слово "ekona" (образ) употребляется в повествовании о сотворении человека, когда бытописатель говорит: "И сказал Бог: сотворим человека по образу (ekona) Нашему" (Быт. 1, 26).

    Таким образом, Бог является основоположником иконописи, проявляя Себя в творении человека. Именно потому, что человек является "образом Божьим", люди с самых древних времен при встрече выражали друг другу различные знаки чествования, в наше время чаще всего это проявляется через рукопожатие, поцелуй, в древности через преклонение колен.

    Быт. 23: 7 Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым.

    Слова Исаака Иакову Быт. 27: 28: Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

    Быт. 33: 3 А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.

    Быт. 42: 6 Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицом до земли.

    Быт. 43: 26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.

    Исх. 18: 7 Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился, и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер.

    В этом поклонении (почитании) друг друга нет ничего противоречащего Библейской традиции, ибо Библия запрещает чествовать богов чужих, изображения истуканов, которые были выдуманы людьми, но в отношении истинных изображений поклонение в смысле почитания не противоречит Священному Писанию.

    Разница между неверным поклонением и верным четко видна из слов Бога, сказанных Моисею:

    Исх. 20: 3-4 Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.


    Как видно речь идет о изображении чужих богов[1], но это не касается истинного поклонение, которое было дано Самим Богом в той же самой книге Исход несколькими главами ниже. Там не только дается описание скинии, херувимов, но и требуется, чтобы все эти изображения были сделаны людьми имеющими Духа Божьего, а также после того, как все это было сделано требуется освящение храма Божьего. Неужели если бы храм был не просто домом, его требовалось бы освящать?

    Исх. 31: 1-3 И сказал ГОСПОДЬ Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством.

    Исх. 40: 9-13 И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая; и помажь умывальник и подножие его и освяти его. И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию собрания и омой их водою, и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне.

    Из этого библейского повествования идет традиция освящения всего, в жизни христианина, согласно словам апостола Павла:

1 Тим. 4: 4-5 Потому что всякое творение Божие хорошо, и ничто не должно быть отвергаемо, если принимается с благодарением; ибо оно освящается словом Божиим и молитвой.

    Изображения после освящения обладали великой силой:

    Исх. 29: 37 Семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится.     Исх. 30: 25-29 Сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится (Храм Соломона так же был освящен смотрите 3 Цар. 8; 2 Пар, 7.

    Через Священные изображения совершались чудеса:

    2 Цар. 6: 6-7 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.

    2 Цар. 6, 11 И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его.

    Господь в Евангелии так же подтвердил освящающую силу храма Господня и жертвенника:

    Мф. 23, 16-19 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ В НОВОМ ЗАВЕТЕ.

    Поклонение Богу не было отменено в Новом Завете. Сами апостолы ходили для поклонения и молитвы в храм Господень:

    Лк. 24: 53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.

    Деян. 3: 1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

    Деян. 22: 17 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление.

    Деян. 24: 11 Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения (согласно контексту повествования Павел пришел в храм).

    Апостол Павел неоднократно повелевал нам подражать ему:

    1 Кор, 4: 16 Итак прошу вас: подражайте мне.

    1 Кор. 11: 1 Подражайте мне, как и я Христу.

    Флп. 3: 17 Будьте все моими подражателями, братья, и смотрите на тех, которые поступают по тому примеру, какой вы имеете в нас.

    Апостол Павел повелевал поклоняться Богу телом:

    1 Кор. 6: 20 Ибо вы были куплены дорого. Прославьте же Бога в теле вашем.

    1 Тим, 2: 8 Итак я желаю, чтобы мужчины молились на всяком месте, поднимая святые руки без гнева и сомнения.

    Еф. 3: 14 Поэтому преклоняю колени мои пред Отцом.

    Сам Господь наш Иисус Христос использовал в Своем поклонении внешние проявления в молитве:

    Лк. 22: 41 А Сам отошел от них на расстояние брошенного камня; и преклонив колени, молился.

    Ин. 11: 41 Тогда взяли камень. Иисус же поднял глава ввысь и сказал: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

    Поэтому отличие истинного поклонение от ложного, прежде всего, заключается в том, что если истинное поклонение совершается в духе, а внешнее проявление его лишь содействует и отвечает внутренним устремлениям человека; то ложное поклонение совершается лишь ради формы, ради традиции без внутреннего устремления человеческой души. Такое поклонение - бесполезно и не спасительно. Именно об этом идет речь в апостольских посланиях, когда они осуждают внешнее поклонение. Не случайно еще в Ветхом Завете пророк Давид, приносящий жертвы, понимал, что они не имеют смысла, если приносятся ради обряда, потому что так надо. Именно поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина отвергнута, хотя оба совершили одинаковое действие.

    Пс. 50: 17-19 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

    Быт. 4: 3-5 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

О СВЯТОСТИ.

    Итак, мы выяснили, что изображения возможны и возможно чествование их, но что можно чествовать, а что нельзя? Чем поклонение Богу, отличается от поклонения изображениям, святым, мощам, иконам. Библия говорит, что необходимо "отличать священное от несвященного и нечистое от чистого" (Лев. 10: 10). Для того чтобы понять, чем священная вещь отличается от не священной нужно обратиться к Слову Бога:

    Исх. 3: 1-5 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

    Итак, мы читаем, что земля, на которой стоял Моисей, стала святой. Что сделало ее таковой? Тот факт, что Сам Бог проявил Себя через эту материю, а поэтому Моисей должен был с уважением к ней относится: "сними обувь твою с ног твоих". Писание ясно говорит, что человек в нынешнем его состоянии не может увидеть Бога.

    Исх. 33: 20-23 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]. Сравните с Ин. 1: 18.

    Поэтому Бог для того, чтобы обратится к людям проявляет Себя в различных видах и та материя, что указует нам на Бога становиться священной. Все то, что напоминает нам о Нем, - становиться святым. Все те, кто святостью своей жизни являет нам Христа - также становятся святыми. Поэтому храм был главным местом поклонения, он напоминал собою о славе Божьей, как говорит Давид:

    Пс. 28: 9 Во храме Его все возвещает о Его славе.

    Храм называется святым (Пс. 5: 8; 10: 4; 78: 1); ковчег завета (2 Пар. 35: 3); суббота (Исх. 16: 23); народ Божий (Исх. 19: 6); место, где находилась скиния (Лев. 6: 16); заповеди Божьи (Рим. 7: 12); гора Сион (Пс. 2: 6); город Иерусалим (Ис. 52: 1; 48: 2); Слова Господа (Иер. 23: 9), ангелы (Мк. 8: 38), потому что все это указывало на присутствие Божье, среди народа, в храме, в Иерусалиме, как центре поклонения, в субботе, как дне поклонения Богу. Все это было свято, а потому почиталось.

    На освящении храма царь Соломон говорит:

    3 Цар. 8: 48 и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душою своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему.

    Пророк Даниил, молясь, обращался в молитве в сторону Иерусалима, где находился храм Господень (пусть и разрушенный):

    Дан. 6: 10 Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.

    Священное Писание свидетельствует, что, и мощи мертвого человека могут творить чудеса:

    4 Цар. 13: 20-21 И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.

    А так же и одежда с тел святых апостолов:

    Деян. 19: 11-12 Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

    Итак, святыня это все то, что напоминает нам о Боге, все то, что ведет нас к нему, все это достойно нашего почитания.

    Разницу в поклонении Богу и поклонении святым, иконам и т.п. выводиться из Писания, которое учит нас двоякому роду поклонения. Поклонение в смысле служения (греч. latrew)
[2], и поклонения в смысле почитания (греч. proskunew)[3]. Первое воздается только Богу, принесение такого поклонение кому бы то ни было кроме Бога будет проявлением идолопоклонства.

    В словах Христа можно ясно увидеть различие этих двух видов поклонения:

    Мф. 4: 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся (proskunhseis) и Ему одному служи (latreuseis).

    Обратите внимание, лишь про служение сказано "одному" о поклонении такого не говорится, иначе бы почти все праведники Ветхого Завета были бы повинны в грехе идолопоклонства, которые преклоняли колена перед храмом, скинией, ковчегом завета.

    Иногда возникает возражение против иконопочитания, что оно слишком напоминает язычество. Но если мы посмотрим на культ Ветхого Завета, а также на язычников, то там тоже можно будет найти много сходного. Но главное не в схожести, а в сути, ведь и язычники и иудеи приносили жертвы, только язычники бесам, а евреи Богу. Известно, что некоторые гадают, используя Библию, но ведь это не повод, что бы ею не пользоваться.




    [1]
А так как в Православных, Католических храмах нет идолов и изображений "других богов", то этот текст не запрещает иконопочитание. Святые - это не боги, поэтому этот текст к иконописи не относится.
    [2]
Служить, поклоняться.
    [3]
Поклоняться, преклоняться, чтить, вставать на колени, падать ниц, склоняться, припадать к ногам, благоговейно молить, умолять.



Реклама: