Глава 3

Об   иконопочитании и   молитвенном   общении земной и небесной Церквей

Иконы являются для нас, пожалуй, наибольшим камнем преткновения в Православии. Мы обви­няем православных сразу в трех непростительных грехах: 1) в нарушении запрета делать изображения; 2) в идолопоклонстве; 3) в молитве умершим, что по-нашему является или почти, или именно спиритизмом. Прежде, чем начать обсуждение этого вопроса, опять хочу обратить ваше внимание вот на что: в течение двух тысяч лет лучшие умы, лучшие богословы всматривались в Писание, изучали Его и творили Православие. Неужели за все это время никто не заметил тех мест Писания, которые запрещают делать изображения и поклоняться им? Как сами православные на основании Библии отстаивают истину иконопочитания? Давайте разберемся со всем по порядку.

1. Можно ли делать изображения вообще? Во Вт. 4,15-19 Бог запрещает делать всякое изображение: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил с вами Господь... дабы вы не... сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представ­ляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой...». Итак, в чем суть этого запрета? Неужели Бог запрещает нам рисовать что-либо и как-либо? Тогда и мы вместе с православными подпадаем под свое же обвинение, ведь мы рисуем, делаем детские Библии с рисунками, фото­графируемся, а ведь все это - изображения. Очевидно, что суть здесь в чем-то другом. Бог говорил это евреям, которые были окружены со всех сторон язычниками, имевшими сво­их богов, которым они поклонялись. В числе этих народов был и Египет, из которого вышли евреи, где было весьма развито идолопоклонство и в котором делали множество изображений и изваяний различных богов. Вот это и запре­щает им Господь: делать изображения, как делали их языч­ники, с целью поклонения им, и этот запрет народ израиль­ский нарушил, когда сделал себе тельца и стал ему покло­няться. Но Бог не ставит табу на изобразительное искусство вообще - с этим мы согласимся.

2. Можно ли делать изображения духовной реальности и самого Бога? Наряду с запретом делать идольские изображе­ния, Бог повелевает Моисею сделать истинные изображения: «...Сделай из золота двух херувимов» (Исх. 25,18). Кроме этого, на завесе, отделяющей святое святых в скинии, также были вышиты херувимы: «И сделай завесу... искусною ра­ботою должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх. 26, 31). Также и в храме Соломона позже были сделаны различ­ные изображения: «И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов и пальмовых дерев, и распус­кающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6, 29). Люди, по­клоняясь Богу в скинии или храме, видели изображения херувимов точно так же, как видят их сейчас православные в своих храмах. В Иез. 43 пророк видит видение, и Бог по­велевает показать народу «вид храма и расположение его, и входы его... и все образы его...» (11 ст.). Т. е. Божий храм, виденный Иезекиилем, имел образы, по-гречески - иконы. Сам Бог повелел сделать также змея, который был прообра­зом Христа (Числ. 21, 8). Т. е. делать изображения идолов и поклоняться им нельзя, но истинные изображения повелева­ет сделать сам Бог. Теперь об изображении Бога. Нам на память сразу приходит стих: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1, 18) - как же тогда Его можно изображать? Право­славные с этим совсем не спорят. На заупокойной службе православные поют: «Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати». Бога таким, какой Он есть, никто видеть не может, тем более - изоб­разить. Но как звучит продолжение стиха Ин. 1, 18? «...Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». В ст.14 этой же главы Иоанн пишет также: «И Слово стало плотью и обитало с нами... и мы видели славу Его...». Что случилось при воплощении? Бог стал видим. Люди видели Бога воочию. Бог запрещал делать Свой образ по единственной причине: Его еще никто не видел, Он не был открыт. Так, Сам Бог говорит: «...Глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас... Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил с вами Господь...» (Втор. 4, 12; 15). Но в Новом Завете уже все иначе. Бог и говорил, и был видим людям. Ап. Иоанн пишет: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни...» (1 Ин. 1, 1). В Новом Завете люди увидели образ Божий, т. к. Сам Бог «принял образ раба» (Флп. 2, 7). Сам Христос говорил апостолам, что они бла­женны, т.к. видят то, что не видели, но только желали видеть величайшие пророки Ветхого Завета (Мф. 13, 17). Ведь христианство есть откровение не только слова, но и образа Божия. Отец А. Мень пишет, что запрещение на изоб­ражение Бога «было до Христа, но в новозаветное время Бог уже не только - Сокровенный и Неисповедимый. Он явлен людям в таинстве Воплощения. Сама реальность Иисуса Христа как Богочеловека оправдывает Его изображе­ние. Образ того, кто жил на земле, Кого видели и слышали люди, Кто был не только Богом, но и Человеком, несомненно, может быть изображен и средствами искусства»16. Поэтому Церковь и учит, что Бога можно изображать в таком образе, в котором Он открылся людям. Так, Бога Отца изображают в виде старца, «ветхого днями», каким видел Его Даниил (Дан. 7, 9, 13, 22). Кстати, так же изображаем Его и мы. На первых страницах в нашей детской Библии Бог изображен в виде Старца, творящего мир. Бога Сына изображают в таком образе, котором Он был явлен миру вочеловечившись, т. е. в виде Иисуса Христа. Бога Духа Святаго изображают в виде голубя, в котором Он сошел на Христа во время крещения. В общем, точно так, как и у нас. Всю Троицу так и изображают: в образе старца, Иисуса Христа и голубя, т.е. в том виде, в котором каждое лицо Троицы являло себя. Кроме этого, изображают Бога как ангелов, в виде которых Бог приходил к Аврааму (Быт. 18, 1-3 и далее; Исх. 3, 1-6). Второе место (Исх. 3, 1-6) особенно интересно, так как оно ясно описывает явление Иеговы в образе ангела. Во втором стихе сказано, что «ангел явился ему», но далее видно, что это был сам Бог: «воззвал к нему Бог» и «Я - Бог отца твоего». Т. е. Бога изображают только таким, каким Он Сам Себя открывал, каким Его видели люди. Многие про­тестанты считают, что образ Христа не сохранился. Поэтому откуда известно, как выглядел Христос в действительности? Приводят также место Писания: «...Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5,16) как основание тому, что не только невозможно, но и принципиально не нужно знать то, как выглядел Христос во плоти. Т. е. пусть апостолы и видели Христа, но раз мы не имеем такой воз­можности, то и изображать Его не надо. В связи с этим давайте попробуем поразмыслить о величайшей реликвии христианского мира - Туринской плащанице. Это плащани­ца, в которую был обернут Христос при погребении. Она чудом и промыслом Божиим сохранилась и находится сейчас в Италии, в городе Турине (оттого она и называется «турин­ской»). На ней чудесным, непостижимым для ученых образом изображен Сам наш Спаситель Христос. О том, что это имен­но Христос, свидетельствует множество фактов. Кровавые пятна на изображении видны как раз на тех местах, где они и должны быть по описанию страданий Христа в Евангелиях (на руках, ногах, в боку, на голове от венца и на спине, и всем теле от бичеваний). Никто другой это быть не может, так как ни на кого более из распинаемых не возлагали тер­нового венца, никого до распятия не бичевали и бока никому обычно не прокалывали, а перебивали голени. О том, что это не подделка, свидетельствует ряд чудес. Во-первых, изоб­ражение сделано не краской, а как-то чудесно. Изменен сам химический состав волокна, и из-за этого материя в тех местах поменяла цвет, что и создает изображение. Предпола­гают, что изображение появилось в момент воскресения Христова, когда от Его славного Тела просиял свет сильнее солнечного, прямо изнутри Его Тела, отчего произошло силь­ное облучение, что и оставило изображение на плащанице, в которую Он был завернут. Кроме того, под микроскопом видят, что в некоторых местах идут две ниточки и одна из них одного цвета, другая, рядом - другого. Т. е. краской такого сделать никогда бы не удалось (хотя следов краски на ней нет совершенно). Есть даже такое, что одна и та же тончайшая нить волокна в одном месте имеет одну окраску, а через микроскопический промежуток уже другую окраску. Еще важнее то, что изображение сделано негативно! Никто раньше не знал эффекта негатива и сделать такого не мог. Это очень важно! Кроме этого, на плащанице виден скелет человека, даже корни зубов можно отличить. Опять же, кто мог сделать это, ведь о рентгене узнали совсем недавно? Отмечают еще ряд чудес и загадок Туринской плащаницы, так что целые группы ученых трудятся над ее исследованием. О ней было написано и продолжает писаться много книг и исследований. Возникла даже такая наука - синдология -наука о Туринской плащанице17. И эта плащаница имеет большой смысл. Во-первых, это доказательство существова­ния Христа и Его воскресения. Во-вторых, это свидетельство того, как выглядел Христос в действительности. В-третьих, это доказательство тому, что Христос не иконоборец, так как Сам чудесным образом оставил нам свой образ, свою икону. Это изображение можно видеть на обложке данной книги. Таким образом, Сам наш Господь является первым иконописцем. Кроме этого, история хранит другой случай, когда Христос оставил свой образ на полотне пришедшим к нему посланцам царя Авгара18. Итак, Бога нельзя изобразить таким, каков Он есть в духовной своей сущности, но таким, каким Он Сам Себя открывал - можно. Заметьте, что и сами протестанты изображают Бога таким же образом. Что же касается истолкования слов ап. Павла о том, что мы не знаем Христа по плоти (2 Кор. 5, 16), то выше в том же стихе он пишет, что не только Христа мы не знаем по плоти, но и «никого не знаем по плоти». Если протестанты на основании этого стиха утверждают, что Христа нельзя изображать, то тогда на основании этого же стиха изображать нельзя нико­го. А то, что мы воочию не видели Христа, вовсе не значит, что мы не должны иметь и Его изображения. Ведь мы не слышали сами проповеди Христа, но это не значит, что мы не можем прочитать то, чему Он учил, в Евангелии.

3. Можно ли поклоняться людям и ангелам? Да, при ус­ловии, конечно, что для нас Библия - авторитет. В Библии люди поклонялись людям и ангелам и не осуждались за это Богом. Лот поклонился ангелу (Быт. 9,1); Валаам покло­нился ангелу (Числ. 22, 31); Маной также поклонился ангелу (Суд. 15, 20); и Даниил (Дан. 10, 9); пророческие сыны по­клонились Елисею до земли (4 Цар. 2, 15), а Руфь - Воозу (Руфь. 2, 10). Авигея поклонилась Давиду до земли и Вирсавия (3 Цар. 1,16; 3 Цар. 1, 31). Сонамитянка поклонилась Елисею (4 Цар. 4, 37). Иосифу кланялись его братья до зем­ли, и Иаков с женами поклонился Исаву семь раз до земли (Быт. 43, 26; 33, 3). Пятидесятник на коленях умолял Илию о милости (4 Цар. 1, 13). Также и Авдий поклонился Илии в ноги (3 Цар. 18, 7). Темничный страж «припал к Павлу и Силе», что можно еще перевести как «пал перед Павлом и Силой», т. е. речь идет о поклонении (Деян. 15, 29). Христос говорит ангелу филадельфийской Церкви19: «Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища... приидут и поклонятся пред ногами твоими» (Откр. 3, 9). Во всех этих случаях описано поклонение не Богу, а людям и ангелам, и Бог не осуждает это20. Очевидно, что только Богу нужно поклоняться как Богу. Царям и пророкам люди поклонялись как Божьим помазанникам; ангелам и апостолам - как Божьим по­сланцам и представителям; святыням поклонялись, соот­ветственно, как святыням. Есть только четыре случая в Но­вом Завете, когда апостолы и ангел не приняли себе покло­нения. Первый случай описан в Деян. 14, 8-18. Апостолы с ужасом отвергают поклонение себе. Но почему? Это очевидно: их приняли за богов Зевса и Ермия и хотели поклониться как богам, и это, конечно же, не должно было произойти; и Павел, и Варнава отвергли это. Вместе с тем, апостолы спо­койно приняли поклонение себе от темничного стража, но не как поклонение богам, а как Христовым слугам. Второе место записано в Деян. 10, 25-26. Толковая Библия так этот случай комментирует: «Петр отстраняет преклонение пред ним Корнилия не только по смирению, но и уловив в этом преклонении почесть, воздаваемую Корнилием Петру как какому-то воплощению высшей силы, что было так свойст­венно языческим представлениям о богах в образе человече­ском (Деян. 14, II)»21. Т. е. здесь Петр отстранил поклоне­ние себе Корнилия по той же причине: он мог посчитать его за божество или небожителя, особенно после такого необыч­ного видения. Последние два случая мы находим в Откр. 19, 10; 22, 6-9. Здесь ангел отклоняет поклонение Иоанна себе. Почему в этих случаях он это сделал, хотя в других случаях ангелы принимали поклонение себе? Ответ простой: они находились пред троном Бога, о чем сам Иоанн пишет: «Тогда двадцать четыре старца пали и поклонились Богу, сидящему на престоле: И голос от престола исшел...» (19, 4-5), а также: «Когда же услышал и увидел (трон Божий), пал к ногам ангела...» (22, 8). Это поклонение в обоих случаях происходило пред престолом Божиим и было так же неуместно, как если бы кто захотел поклониться генералу, на­ходясь при троне царя. В присутствии царя нужно покло­няться только ему, но когда его нет - поклониться нужно генералу как представителю царя. Ведь удивительно не столько то, что ангел отклонил это поклонение, а то, что Иоанн, апостол и богослов, вообще пал, чтобы поклониться ангелу, причем дважды! Если бы он верил как мы, что ангелу нельзя поклоняться, то ему бы и в голову не пришла такая мысль - поклониться ангелу, причем второй раз, уже после первого предупреждения. Подумайте над этим! Эти два слу­чая ясно показывают, что для Иоанна поклонение ангелам было чем-то обычным и что Церковь с самого начала относи­лась к поклонению ангелам и людям нормально, как и сей­час.

Таким образом, Богу нужно поклоняться только как Богу; людям - как людям, ангелам - как ангелам, святыням -как святыням. Православные поклоняются только Богу как Богу, или мы думаем, что они всех святых, ангелов и все святыни считают за богов? В православной культуре, вообще, поклонение друг другу очень распространено. Раньше люди поклонялись царю; на службе они поклоняются священни­ку, священники - народу; поклоняются священники своему епископу; поклоняются и друг другу как носителю образа Божьего. Разве во всех этих случаях это идолопоклонство? А может мы чего-то недопонимаем в поклонении?

4. Можно ли молиться святым22 и ангелам? «Между нами и вами утверждена великая пропасть» (Лк. 16, 26) - вот наш обычный ответ на поставленный вопрос; никакой связи и никакого общения и молитв быть не может. Более того, многие протестанты лично меня убеждали, что молитва к святым - это вызывание духов, спиритизм. Но что такое спиритизм? Это когда человек с помощью бесовских сил вызывает душу умершего. Дьявол, конечно же, не во власти вывести душу из ада или рая, но вызывающему бес сам является в образе того, кого тот человек желает видеть. Таким образом, спиритизм есть бесообщение. Молитва святым - это конечно же не бесообщение. Вообще, что значит молит­ва? Молитва - это благоговейная мысль всякого разумного существа, направленная к горнему миру, будь то к Богу, ангелам или усопшим святым. Теперь рассмотрим, что Биб­лия еще говорит об умерших и о пропасти между нами, а лучше сказать - не о пропасти, а о связи? В Еф. 1, 10 сказа­но, что Бог «...положил все небесное и земное соединить под главою Христом...». Во Христе нет уже этой пропасти между умершими и живыми, между Церковью воинствующей (на земле) и Церковью прославленной (на небе). Ведь Церковь есть богочеловеческий организм, а может ли в организме быть разделение? Кроме этого, Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Важно еще обратить внимание на Евр. 12, 22-24: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небес­ному Иерусалиму и к тьмам ангелов, торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства...». Здесь весьма ясно описывается теснейшая связь земной Церкви с небесной. Скажите, ну где мы, баптисты, и вообще протестанты приступили к духам праведников, к собору первенцев, к торжествующему собору и ко тьмам ангелов? Из всех вышеперечисленных небожителей мы признаем только «Судию всех - Бога». А православные действительно приступили и имеют общение во всем теле Христовом. Можно только зайти в храм, чтобы понять, что они приступили к ним действительно. Эта связь выражается в первую очередь в молитвах. Церковь на земле просит Церковь на небесах молиться и ходатайствовать за Нее перед лицом Божиим. В Пс. 102, 22-24 Давид прямо обращается к ангелам: «Благо­словите Господа все ангелы Его, крепкие силою. Благосло­вите Господа все воинства Его, служители, исполняющие волю Его». А также: «Хвалите Его все ангелы Его, хвалите Его все воинства Его» (Пс. 148, 2). Здесь псалмопевец прямо молится ангелам, чего никто из протестантов никогда не делает даже в псалмах. С призывом хвалить Бога Давид обращается здесь и к солнцу, и к луне, что есть пример возвышенной поэзии. Когда же он обращается к личностным существам, то это есть непременно молитва. В Пс. 106, 22 евреи, вышедшие из египетского рабства и давно умершие, также призываются славить Бога. Мы скажем, что все равно этих доказательств мало и прямого повеления молиться святым и ангелам в Библии нет. Но вспомните, например, как Сам Христос отстаивал истину воскресения в споре с саддукеями (Лк. 20, 37). Он цитирует Исх. 3, 6. Заметьте, что в этом стихе буквально нет и слова о воскресении мерт­вых. Если бы не Христос, а кто-то другой нам привел подобное доказательство - мы бы не придали этому никакого значения. Но Христос привел такой аргумент, исходя из знания природы вещей. Подобно Ему и Церковь, постигая Духом Святым суть вещей, понимая, что значит единство Тела Христова, учит, что и почившие святые, и Божий анге­лы слышат нас и молитвенно участвуют в нашей жизни, тем более, что основание тому в Писании имеется. Как они могут слышать нас всех, ведь только Бог вездесущ? Но и дьявол - не Бог вездесущий, а и он может одновременно делать многое и многих искушать. Тем более, наш ангел-хранитель по вере Церкви передает наши молитвы почившим святым, ведь ангелы для того и посылаются нам, чтобы служить (Евр. 1,14). Ангелы же на небе знают дела челове­ческие и видят покаяние каждого человека (Лк. 15, 10), а святые на небесах пребывают наравне с ангелами (Лк. 20, 36). Зачем нам посредники, ведь у нас один Посредник - Христос? Неужели мы не имеем права обращаться к Богу непосредственно, т. е. только через Христа? Но святые не такие посредники, как Христос, они ходатаи. Ходатаев же, по Писанию, может быть немало. Ал. Павел пишет о «хода­тайстве многих» (2 Кор. 1, 11). Кроме этого, в 1 Тим. 2, 1 он говорит: «...Прежде всего прошу совершать молитвы, про­шения, моления... за всех человеков». Т. е. другими сло­вами, ап. Павел просит нас молитвенно ходатайствовать за всех людей. Мы ограничиваем его призыв только живыми, хотя сам ап. Павел не делает такого ограничения, ведь у Бога все живы и «любовь никогда не перестает». Почему же Церковь прославленная, небесная не может молиться о нас Богу? К тому же Писание говорит, что Господь слушает более молитвы праведных (1 Пет. 3,12). Ап. Иоанн пишет: «...Мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни просим, получим от Него, потому, что соблюдаем заповеди Его и делаем благо-угодное пред Ним» (1 Ин. 3, 21-22). Христос также говорил: «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15, 7). Бог слушает молитвы угодных Ему людей, праведных более, чем грешных.

Сам Он повелевает Авимилеху просить молитв за себя у Авраама (Быт. 20, 7), а друзьям Иова - у Иова (Иов. 42, 8). Если мы уверены в себе, что мы праведники, что соблюдаем все заповеди Христовы, что делаем всегда благоугодное Ему, что пребываем во Христе и Его слове (т. е. творим всегда Его волю), то, конечно, мы можем молиться только Богу и не просить святых о молитвенной поддержке. Если же у нас хватает смирения понимать, что не во всем мы угодны Богу, то не будем пренебрегать молитвенной помощью свя­тых, тем более, что даже апостол Павел просил молитв у благочестивых учеников своих (Рим. 15, 30; Еф. 6, 18-19). Ведь молитвы к Богу и святым не являются взаимоисклю­чающими. На богослужении и по молитвослову более всего совершается молитв прямо к Богу и каждый христианин, конечно же, должен и имеет все права на то, чтобы молиться Богу непосредственно. Но ведь мы часто просим друг друга молиться о нас. Неужели это значит, что мы сами не можем помолиться Богу? Можем, но мы понимаем, что молитва сильнее, если молятся многие. В Православии разница лишь в том, что я могу попросить молиться обо мне не только живого брата, но и усопшего святого, т. к. во Христе все живы. Молитва в Теле Христовом есть то же, что кровеносная система в теле человека. Взаимное моление небесной и земной Церквей друг за друга является одной из тех связей, о которых пишет ап. Павел в Еф. 4, 16 и Кол. 2, 19. Кроме того, есть конкретные свидетельства Библии о том, что небо­жители молятся о людях на земле. В Зах. 1,' 12-13 ангел молится Богу за народ: «И отвечал ангел Господень и сказал: Господи, Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гнева­ешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ ангелу, говорив­шему со мной, изрек Господь слова благие, слова утешите­льные». На небесах, кроме того, 24 старца, которые являются представителями небесной Церкви, также молятся Богу (Откр. 5, 8). Ап. Петр же имел убеждение, что не оставит свою паству и после своей смерти: «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пет. 1, 15). Как же он после отшествия своего думал стараться о своих чадах? Видимо, молитвенным предательст­вом пред Богом. Далее, в Ис. 43, 27 сказано: «Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня». Здесь явно говорится о ходатаях небесных. Иер. 15, 1: «...Сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему...». Т. е. эти правед­ники ходатайствуют пред Богом за народ, но в этот раз евреи так согрешили, что Бог говорит, что и их уже не послушает. В Откр. 6, 9-11 дается еще один пример молитвы умерших, в частности, о мести. Ангелы и усопшие праведники не без­действуют и не пребывают в состоянии пассивности, а участ­вуют во всех событиях и узнают историю человечества. Так, Авраам в разговоре с богачом говорит о Моисее, хотя тот жил после него (Лк. 16, 29), а Моисей и Илия, когда явились Иисусу, знали обо всем происходящем и о том, что должно произойти, так что беседовали об этом с Ним (Мф. 17, 3). Есть также в так называемых неканонических книгах Биб­лии23 свидетельства о молитвенном общении небесной и зем­ной Церквей. В Тов. 12, 12 ангел говорит Товии: «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память мо­литвы вашей пред святого... Я - Рафаил, один из семи свя­тых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу святаго» (Тов. 12, 12,15; ср. Откр. 8, 2-4). Также Варух молится: «Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их...» (Вар. 3, 4). Во 2 Мак. 15, 12-15 описано видение: «Видение было такое: он (Иуда Маккавей) видел Онию, бывшего первосвя­щенника, мужа честного и доброго.... он, простирая руки, молился за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою... И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом го­роде, Иеремия, пророк Божий». Ония и Иеремия были на то время уже в мире ином. Все это свидетельствует о том, что евреи молились к почившим святым и ангелам и верили, что и те молятся о них, иначе они бы не сохранили эти книги и не имели бы их в составе св. Писания. Кроме того, ранняя Церковь молилась к небесным святым и ангелам и верила в то, что и они молятся о живущих на земле. Златоуст, обращаясь в молитве к Богу, говорит: «И молитвами безсе-менно рождшей Тя, Пречистой и Приснодевы Марии, Матери Твоей... сподоби меня неосужденно причаститься...», а так­же: «...Будь мне помощник и заступник, окормляя в мире жизнь мою, сподобляя меня и одесную Тебе предстояния со святыми Твоими, молитвами и моленьми Пречистой Твоей Матери, не вещественных Твоих служителей и пречистых сил, и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Аминь»24. Таких свидетельств и цитат можно привести множество из самих разных отцов Церкви с самого первого века. В древних сказаниях о святых есть свидетельство о мучени­ческой кончине святого Игнатия Богоносца (начало II века): «Возвратившись домой со слезами, мы имели всенощное бдение...; потом, немного уснувши, некоторые из нас увидели внезапно восстающего и обнимающего нас, а другие также увидели молящегося за нас блаженного Игнатия»25. В по­вествовании о мучениках сциллитанских, пострадавших в 200 г. за веру, есть слова: «Скончались Христовы мученики месяца июля в 17 день и ходатайствуют за нас пред Господом Иисусом Христом»26. Григорий Богослов пишет о мученице III века св. Иустине, что она, желая сохранить девство среди обольщений, «молила Деву Марию помочь бедствующей де­ве». Дионисий Ареопагит (I-II в.) пишет, что «молитва свя­тых еще при жизни их, а тем более по смерти приносит пользу только достойным святых молитв - этому научают нас истинные предания мудрых...». Иоанн Златоуст: «Молит­вы святых имеют очень великую силу, но только, когда мы сами раскаиваемся...»27. В молитвенную связь Церквей небесной и земной верили также Василий Великий, Ефрем Сирин, Амвросий, Григорий Нисский, Дидим Александ­рийский, Феодор Гераклийский, Иероним, Феодорий, Ав­густин и др.28 Это говорит о том, что Церковь с апостольских времен верила в молитвенную связь с почившими святыми. Это доказывает и тот факт, что все самые разные ереси, отделившиеся от Церкви в древности, как то армяне, копты, несториане, абиссинцы, латиняне и др. содержат в своем учении этот догмат. Свидетельств в Библии и истории хрис­тианства вполне достаточно, так же как и внутренней логики, для принятия учения о молитвенном общении небесной и земной Церквей. Один человек мне сказал, что если бы пра­вославные так молились: «Святой Николай, молись Богу о мне», то это еще можно было бы принять, но ведь право­славные говорят просто: «Святой Николай, помоги» или «Пресвятая Богородица, спаси нас». Обратимся и здесь за аналогией к Писанию. Ап. Павел пишет о себе: «Не спасу ли некоторых из них?» (Рим. 2, 14). Тимофею же говорит: «...Так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4,16). Даже женщина обычная может спасти мужа: «Почему знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» (1 Кор. 7, 16). Что же это, ап. Павел не знает, что только Бог может спасать? По­чему же пишет, что он или женщина могут кого-то спасти? Да потому, что и ап. Павлу, и тем, кому он писал, было известно, о чем идет речь и что имеется в виду, хотя на первый взгляд можно было бы понять, что ап. Павел хочет сам спасти кого-то. Так и в вопросе о молитвах ко святым. Люди, обращаясь даже прямо к святым за помощью, пони­мают, о чем речь; что святой поможет не сам по себе как Бог, а тем, что помолится о нас Богу, и Бог по его молитве может нам помочь29. Мы же - далекие от Церкви люди, вот нам и может показаться, что они просят святых как Бога. С просьбой обращаются к святому или своему ангелу не как к Богу, а как к человеку и ангелу, так как нет у Бога мертвых, и так как Церковь - это единый организм. Ведь мы знаем, что Бог весьма желает и любит сотрудничать с человеком и Своими ангелами. Он все может сделать Сам, но часто ис­пользует для Своих целей людей и ангелов и через них со­вершает Свою работу. Когда мы получаем гуманитарную помощь, то считаем часто, что это Бог нам помог, Бог ответил на нашу нужду, хотя ведь, по сути, это сделали люди. Но мы же понимаем так, что это сделал Бог, но через людей. Так вот и православные понимают, что угодники сами по себе помочь им не могут, но только Бог по их ходатайству. Многие протестанты считают, что православные молятся и почитают саму икону, но это не так. Почитая икону, пра­вославный почитает не дерево и краску, которой она на­писана, а содержание иконы, то лицо, которое на ней изоб­ражено. По закону Церкви «от образа восходим к первооб­разу». На Седьмом Никейском соборе было определено «употреблять в Церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), целова­нием, возжжением пред ними светильников и фимиамом. Ибо честь, воздаваемая к образу, переходит к первообразу, а поклоняющийся иконе поклоняется лицу, изображенному на ней»30. Доказательством тому является то, что, когда икона приходит в негодность, так что написанный на ней образ уже не различим - ее сжигают, как обычную бумагу или дерево, но только отдельно, не вместе с мусором, конечно же. Т. е. икона почитается православными так же, как у нас Библия. Ведь мы же чтим не бумагу и не типографскую краску, а само содержание этой книги, и, наверное, лучше умереть, чем разорвать ее или сжечь, если бы кто-то это потребовал. Но представьте себе, если бы нас кто-то стал обвинять в том, что мы поклоняемся книге, изделию рук человеческих, и так фанатично, что умерли бы за нее. Вот так же нелепо обвинять православных в том, что они по­клоняются иконам как идолам. Да, хороший православный должен лучше умереть, но не уничтожить икону. И это будет не большим фанатизмом, чем если мы умрем за Библию. Ведь в обоих случаях это была бы смерть за святыню, все равно, что за Бога, и почтение оказывается не бумаге, дереву и краске, а содержанию. Ведь когда люди на войне умирали за флаг, то ясно всем, что умирали они не за кусок материи, а за свою страну. Но протестанты этого не хотят понимать.

Они зациклились: вот факт - православные поклоняются куску дерева. Когда люди приносят цветы к памятнику, то мы не подозреваем их в идолопоклонстве, хотя факт тоже налицо: камню возложили цветы и воздают ему честь. Когда люди наводят порядок на могилке близкого человека и приезжают к ней почтить его память, то и здесь мы не об­виняем их в идолопоклонстве и почитании каменной глыбы. Во всех подобных ситуациях мы прекрасно понимаем весь переносный смысл подобных знаков почтения, что хотя на деле чествуется фотография, флаг, памятник, обелиск, но в действительности не самому кусочку бумаги или материи и камню воздается честь. В одном музее восковых фигур од­нажды выставили скульптуру Гитлера, но изо дня в день посетители с возгласами «убийца» опрокидывали, разбивали и топтали воскового двойника диктатора. Неужели эти люди испытывали такую ненависть к самой скульптуре, к куску воска? Нет. Нам ясно, что, разбивая образ Гитлера, они вы­ражали своё отношение к первообразу, к самой его личности. В жизни мы все понимаем правильно. Когда же дело доходит до почитания православными святынь, то мы становимся самыми непробиваемыми фанатичными сектантами, которым не объяснишь элементарных вещей, что, почитая образ Христа, Богородицы, святых, они выражают тем свое отно­шение к их первообразам, к самим их личностям. Больно более всего от того, что подобной нелепостью дьявол удер­живает массу людей от истинной спасительной Церкви.

5. Теперь поговорим о том, зачем православные молятся об умерших? Мы рассмотрели некоторые основания учения о молитвах святых за нас и наших молитв к небожителям с просьбой молиться о нас, но нам-то зачем молиться об умер­ших? Мы считаем, что все решается на земле. Разве может наша молитва как-то повлиять на судьбу человека? Общие основания для молитвы об умерших те же: в теле Христа нет разделения и любовь всегда пребывает. Поэтому мы мо­жем молить Бога и за живых, и за усопших. Кроме этого, есть другие конкретные Библейские основания тому. Во- первых, прощение грехов есть не только в этом веке, но и в будущем: «.. .Если же скажет (хулу) на Духа, то не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). Значит, какие-то грехи могут прощаться в будущем веке, кроме хулы на Духа. Во-вторых, Бог может прощать грехи по просьбе и молитве других: «...Видя Иисус веру их, сказал расслаблен­ному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2). Здесь Христос по просьбе друзей простил человеку грехи и помог ему. Вывод: раз Христос прощает грехи по молитвам других, а тем более по молитвам Своей Церкви, и раз про­щение грехов совершается не только в веке этом, но и в будущем, то Церковь и молится о своих усопших, чтобы Господь упокоил их душу и облегчил их участь. Ведь Он имеет ключи ада и смерти, и все в Его власти. Я знаю, о чем протестанты сразу думают и как это интерпретируют: это значит, что можно грешить сколько хочешь, а за тебя помолятся - и все. Нет, Церковь так не учит. Такая мысль - обольщение дьявола. Молитвы об усопших вовсе не дают оснований для греховной жизни. «Ибо если мы... произволь­но грешим, то не остается более жертвы за грех...» (Евр. 10, 26). Если человек сознательно грешит, то это и есть хула на Духа, которая не прощается. Так успокаивают себя только далекие от Церкви и ее Духа люди, которым хочется и здесь пожить в удовольствие, и в небо попасть. Таким молитвы никакие не помогут, такой человек самоосужден. Можно спросить, зачем же тогда молиться о таких? Ведь часто из­вестно, что человек жил в грехе, но его отпевают. Если мы не знаем, грешил ли человек к смерти и каялся ли он перед смертью, то мы должны о нем молиться. Священник отпус­кает усопшему только те грехи, в которых он перед смертью раскаивался, но в которых не успел исповедаться. Не мо­лится Церковь только о самоубийцах и еретиках, потому что в этих случаях всегда известно, что человек умер без покаяния. Нам Писание велит не судить никого, тем более, прежде времени. Молитва же никогда не помешает и не будет грехом, и если направлена о человеке, которому она уже не поможет, то она все равно не будет напрасной и к нам вер­нется подобно миру, который возвращается к нам, если направлен был к недостойному человеку (Мф. 10, 13). Мы ведь молимся о спасении всех людей, хотя знаем, что не все спасутся, и не о каждом человеке Бог ответит нам положи­тельно, но это же не грех молиться даже о тех, кому наши молитвы и не помогут. Тем же, кто жил на земле достойно, молитвы Церкви обязательно помогут. Дело Церкви - про­сить о всех людях, дело Божие - отвечать положительно или отрицательно. Нам непонятно это потому, что у нас совсем другое понимание греха и спасения, чем в Правосла­вии, но об этом невозможно здесь сказать, так как объем данной работы не позволяет коснуться этого широко. Хочу лучше привести еще конкретные примеры и доказательства в пользу истинности учения о молитвах за умерших. Ап. Павел молится об Онисифоре, которого уже не было в живых: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2 Тим. 1, 18). Эта краткая молитва по своему смыслу идентична современной частой молитве, которой молятся православные: «Царствие ему Небесное» или «Упокой, Госпо­ди, душу усопшего раба Твоего». А о том, что Онисифора уже не было в живых, говорит то обстоятельство, что семье его Павел желает милости от Бога в этой жизни, а самому Онисифору - в будущей. К тому же привет ап. Павел передает не ему самому, а его семье (2 Тим. 1, 16; 4, 19). Также и Соломон31 молится об отце своем Давиде, которого на тот момент уже не было в живых: «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его» (Пс. 131,1). Можно привести еще один пример из Писания, где Иуда Маккавей со своим войском конкретно молит Бога об убитых: «...Обратились к молитве, прося да будет совершенно изглажен содеянный грех; ибо если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых...» (2Мак. 12, 39-45). Мы не признаем эту книгу за богодухновенную, но, по крайней мере, это историческое свидетельство того, что иудеи в Ветхом Завете тоже молились Богу об умерших32. Помимо этого, остались весьма богатые свидетельства ранней Церкви о том, что первые христиане молились об умерших. Во всех древних литургиях, как то в литургии св. апостола Петра и евангелиста Марка, ап. Иакова, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в чине римском и требнике св. Григория Великого33 мы находим молитвы об умерших34. Так, в литургии ап. Иакова содержится такая молитва: «Особенно же творим память о святой и славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и по­милуй нас»35. Здесь как раз говорится и о молитве за умер­ших, за Деву Марию, и о том, что и эта святая из всех свя­тых молится о нас. Еще в той же литургии говорится: «Гос­поди Боже духов и всякие плоти, помяни православных, которых мы помянули, от праведного Авеля до нынешнего дня; Сам упокой их... в Царствии Твоем, в наслаждениях райских...»36. Как мы объясним то, что сам апостол Иаков написал это и Церковь уже в первом веке так верила и так молилась? Это ведь потрясающие свидетельства, и они не единственные! Или она уже тогда, еще при жизни апостолов, отступила? Варжанский приводит еще один интересный факт: «В Иерополе доныне хранится камень, чудесно перенесен­ный из Рима по желанию равноапостольного Аверия, скон­чавшегося около 167 года. Под этим камнем похоронили равноапостольного Аверия, и на камне выбиты слова святи­теля, в которых он просит помолиться о нем весь синод»37. Святой Кирилл Иерусалимский (IV в.), изъясняя литургию Иерусалимской Церкви, говорит: «Потом поминаем (принося безкровную жертву) и прежде почивших, во-первых, пат­риархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молит­вами и предстательством принял Бог моление наше; потом молим о преставившихся святых, отцах и епископах и, вообще, о всех из нас, прежде почивших, веруя, что преве­ликая будет польза душам, о которых моление возносится, в то время, как святая предлежит и страшная жертва»38. Святой же Киприан пишет: «Будем взаимно памятовать друг друга... будем всегда и везде молиться друг за друга... и если кто из нас прежде отойдет туда (на небо), по благо­волению Божию, да продолжится пред Господом наша взаим­ная любовь, и да не престанет возноситься пред милосердие Отца молитва за наших братии»39. Т. е. то, что Церковь с самого начала молилась умершим в Господе и за умерших, - это факт, а мы отступили от этого учения и предпочитаем доверять Рогозину, который обманывает, что за умерших стали молиться только в 978 году.

6. Когда впервые появились иконы? Многие из протестан­тов думают, что иконы появились только в веках VI-VII, но это не так. Иконы были в Церкви с первого века, с самого начала. Нужно понимать, что икона бывает не только такой, какой мы можем видеть ее в храмах. Слово «икона» - это греческое слово «икон» (или же, по западному прочтению, «эйкон»), что значит «образ». В таких библейских местах, как «принял образ раба», «образ Бога невидимого», «образ зверя» и др. стоит это же греческое слово «икон» (Флп. 2, 7; Кол. 1, 5; Откр. 13, 14). Образ можно сделать на камне, на металле, на дереве и бумаге. Сейчас иконы изображают чаще всего на дереве или бумаге. В катакомбах, где собирались ранние христиане, находят немало икон, образов Христа, Марии, Петра и др. Все эти изображения были сделаны в первом - втором столетии, и они далеко не единственные. Это ведь потрясающие свидетельства. Хотя правда и то, что в широкое употребление иконы стали входить позже, так как в начале христианской эры Церковь испытывала посто­янные гонения. По этой причине не было благоприятных условий для развития и существование иконописи. Кроме того, при гонениях всегда оставалась угроза осквернения язычниками святых образов. Т. е. как Писания охраняли и прятали, так и святые образы использовали с осторожностью и опасениями и не так широко. Но то, что иконы в Церкви с самого начала, - это исторический и археологический факт. Василий Великий пишет: «Приемлю и св. апостолов, проро­ков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да через них, т. е. по их предстательству, милостив будет мне человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений.

Почему чту и начертания их икон и поклоняюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от св. апостолов и не запрещены, но изображают во всех наших церквах». Вот еще свидетельства писателей первых трех веков. Климент Александрийский говорит о христианине: «...Останавливая взор на изящных изображениях, он мысли устремляет на многих прежде его достигших совершенства патриархов, пре-многих пророков, безчисленных ангелов и на самого Господа - всех, научающих нас, что и мы можем иметь жизнь, сообразную с сими высокими образцам».

Св. Мефодий Лотарский пишет: «Иконы ангелов Его (Бо­га), начал и властей, устрояемые из золота, мы делаем в честь и славу Его». Евсевий рассказывает, что он видел на­чертанные красками иконы ал. Петра, Павла, самого Христа, сохранившиеся от древних христиан40. Более того, в Церкви есть иконы святых пророков из Ветхого Завета, такие как Илия, Давид, Моисей и др. Они не были придуманы худож­никами-иконописцами, а были переняты у евреев. Так что образы святых были еще в Ветхом Завете. Это доказывает и тот факт, что ученики Христовы в момент преображения узнали Илию и Моисея.

7. Почему иконы многим непосвященным представляются какими-то странными и «нереальными»? Икона, действи­тельно, написана не так, как нарисовал бы человека худож­ник, например, в Донецке на Пушкинском проспекте. Даже не эксперту известно, что есть немало стилей в изобразитель­ном искусстве. Египтяне, к примеру, рисовали человека как бы сбоку, но в то же время и в развороте, желая показать всего человека, и такие изображения выглядят тоже не со­всем естественно и реально. Есть художественный стиль натурализм, когда человека изображают максимально точно, таким, каким он выглядит в действительности. Мы, напри­мер, изображаем Христа и других библейских персонажей комиксами, как нарисованы многие мультфильмы, что тоже нереально. Есть и много других стилей в художественном искусстве, такие, как кубизм, абстракционизм, авангардизм, реализм и др. Икону также пишут определенным образом, хотя и в самом иконописании есть разные стили, что отчасти объясняет причину различия между иконами. Цель, которую ставит иконописец, заключается прежде всего в том, чтобы написать духовный образ святого, хотя и реальный. Если сравнить иконы некоторых святых с имеющимися их фото­графиями, то можно без труда найти существенное подобие между ними и узнать, где чей образ. Протестанты часто вы­сказывают претензии, что иконы того же Христа разные бывают: какой же образ истинный? Но ведь и фотографии одного и того же человека бывают очень разными, а иногда и трудно даже определить, кто же сфотографирован41. Но что объединяет все фотографии одного и того же человека? На них изображено то же лицо, и какими бы разными они ни были - мы все же узнаем человека и говорим, что и на этой, и на той фотографии изображен все тот же Петр, а не Алексей. Так же и с иконами. Насколько бы разными они ни были, их объединяет то, что их можно распознать, кто и где изображен. Из сотни икон без труда можно узнать, где изображен Христос, св. Пантелеймон, св. Александр Невский и т. д. Кроме этого, помимо передачи реального образа человека иконописец имеет цель передать духовные качества, которыми обладал данный святой. Вы всмотритесь в хорошую икону (хорошую, п. ч. есть такие, которые пишут худож­ники, далекие от духа Церкви, просто ради денег) и по­смотрите, сколько в ней выражено самых прекрасных черт; сколько она являет мира, любви, сострадания, смирения, безстрастности и умиления, хотя каждый образ, обычно, пе­редает что-то особенное, то качество или качества, которыми отличался данный святой. Хорошая икона глубоко воспита­тельна; она несет много положительной информации. Если такая икона висит в нашем доме, а не портрет какого-нибудь культуриста, поп-певицы или даже просто фотография ультрасовременной машины, то у человека, особенно ребенка, постоянно смотрящего на такую икону, вырабатываются неосознанно соответствующие ценности, идеалы и стремле­ния. Почему сейчас каждый ребенок и подросток ругается, пытается махать ногами и руками? Почему от поведения современных детей у пожилых людей часто волосы на голове шевелятся? Одна из причин заключается в том, что эти дети постоянно видят подобные образцы поведения по телевиде­нию, в журналах и газетах. Все это становится для них идеалом. Если бы их с детства окружали другие, благородные образы, если бы они часто видели иконы в храме и своем доме - у них были бы совсем другие ценности и позывы. Ведь это очень важно понимать: окружение во многом фор­мирует нас. Хорошая икона - это первое, что нужно бы повесить у себя в доме. Ведь она формирует в душе прекрас­ные качества и стремления, и мы можем даже не подозревать, насколько сильно и благотворно может быть ее влияние.

8. Каковы основные цели и назначение икон? Мы сказали об одном значении икон - воспитательном. Но это не все. Вот еще некоторые применения икон:

а) Икона нужна для проповеди. В Церкви есть много икон на различные библейские сюжеты, такие, как благовещение Марии, рождество Христово, хождение Христа по водам, тайная вечеря, молитва в Гефсиманском саду, рас­пятие, погребение, воскресение и вознесение Христа, схож­дение Его в ад, сошествие Святаго Духа на Пятидесятницу и т. д. Иконы, таким образом, являются безсловесной проповедью Евангелия. Сила же такой проповеди состоит в том, что она часто лучше запоминается и входит в сердце, чем проповедь словесная. Психологами установлено, что глазные нервы у человека в 25 раз толще, чем ушные, а значит мы запоминаем то, что увидели, гораздо лучше (в 25 раз), чем то, что услышали, а особенно дети. В народе со­вершенно справедливая пословица: «Лучше один раз уви­деть, чем сто раз услышать». На практике иконы производят сильное впечатление на верующих. Мария Египетская, в прошлом блудница, от одного случайного взгляда на икону Богоматери, сияющую чистотой и непорочностью, решила полностью переменить свой образ жизни, а наш князь Вла­димир принял христианство окончательно именно после то­го, как ему показали икону Страшного суда. Почему же мы не используем проповедь через изображения? Мы ведь пони­маем, что проповедовать о Христе можно разными способами: пением, личным примером и делами, через книги, через фильмы и теле- и радиопередачи, устной проповедью лично и публично и т. д. Почему же нельзя проповедовать о Христе искусством? Не только можно, но нужно и очень полезно, ведь это один из лучших способов донесения до человека какой-либо информации. Ведь насколько лучше повесить большую икону воскресения Христова, чем написать на стене слова, как делают протестанты: «Христос воскрес из мерт­вых»; насколько лучше повесить икону распятия, чем напи­сать: «Мы проповедуем Христа распятого». Ведь это прояв­ляет все духовное и просто даже культурное и эстетическое убожество протестантизма.

б) Иконы нужны для возбуждения в человеке религиозного чувства и напоминания ему о Боге. В храме, куда ни глянь, все напоминает о Боге и Его мире, Царстве. Как легко молиться в храме православном и сосредоточиться на Боге, и как это почти невозможно делать в наших пустых домах молитвы. Ведь безспорный факт, что в протестантских «домах молитвы» вне собрания вообще нечего делать - там пустота. В православном же храме можно легко молиться и не на богослужении. Но и на служении у нас внимание преж­де всего приковано друг ко другу. В храме же православном - к Богу, святыням, и там человек может даже не заметить, кто вошел, и, вообще, здороваться в храме не принято. Мы так много проповедуем о христоцентричности богослужения, но на практике это у православных исполняется гораздо лучше, без всяких громких проповедей. Бог на православном богослужении действительно в центре. Эта цель использова­ния икон была определена на Седьмом Вселенском соборе.

Сейчас всякий раз, когда я захожу в свою комнату и вижу образы Христа, Пресвятой Девы, Серафима Саровского и др., то одно их присутствие уже необычайно настраивает на духовную жизнь и молитву; напоминает о том, как они жи­ли. Каждый раз я невольно вспоминаю о том, что это мои идеалы и что я хочу жить так же свято, как Христос и эти святые. Очень трудно объяснить то, как протестанты поистине могут любить Христа, апостолов и Деву Марию, а образы их ненавидеть и презирать.

в) Иконы нужны для исполнения заповеди: «По­минайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Церковь, таким образом, помнит о своих наставниках, пастырях, учителях, мучениках, испо­ведниках и подвижниках благочестия, которые просияли в Ней на протяжении истории. Мы тоже делаем это иногда, раз в лет 10. У нас в Артемовске недавно был юбилей, и в храме установили стенд, где были фотографии наших пред­шественников, братьев, которые много потрудились и сделали для развития баптизма то ли в учении, то ли в проповеди и пр. Почему же Церковь не имеет право не только раз в 10 лет вспоминать о своих наставниках, а постоянно, каждое воскресенье, каждую службу? Кроме поминания Церковь через иконы чтит и прославляет своих святых, величай­ших из ее учителей и пастырей, которых дал ей Бог. Про­тестанты сразу скажут: как можно прославлять людей, ведь Бог говорил, что «не дам славы Моей иному...» (Ис. 42, 8). Но говорил это Бог по отношению к другим богам: «Я - Господь, это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». В Новом же Завете Христос сказал: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им...» (Ин. 17, 22). В Пс. 148, 14 также сказано, что Бог «возвысил... славу всех святых Своих...». В 1 Тим. 1,17 сказано: «Царю же веков тленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». Римлянам же ап. Павел пишет: «...Слава и честь, и мир всякому, делающему доброе...» (1,10). Но протестанты как будто не видят этих мест. Со Своими верными рабами Бог желает разделить Свою славу и бо­жественность, и это в полной мере произойдет в конце вре­мен. Но и сейчас о многих людях Церковь имеет свидетельст­во, что они уже в славе у Бога пребывают, и прославляет их так же, как когда-то народ прославлял апостолов и всех христиан (Деян. 5, 13) и не был в том винен против славы Божией. Все по Библии. Раз Христос дал славу Своим верным ученикам и святым, то Церковь их и прославляет. Прослав­ляя святых, Церковь тем самым прославляет прежде всего Самого Бога, ту благодать Божию, которая сделала греш­ного человека святым. Во 2 Фес. 1, 10 сказано, что Христос «...приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших...». Св. Иоанн Кронштадт­ский писал: «Изображениям святых мы поклоняемся, как изображениям славных добродетелей христианских... (а) в них - Самому Богу, в них (в святых) вселившемуся и в них действующему»42. Т. е. в святости человека является прежде всего величие Божие. Чем больше Церковь прославляет святых, тем больше она прославляет тем Самого Бога; слава Богу умножается, а не отнимается, как трактуют это про­тестанты.

г) Иконы нужны для прославления Бога искус­ством. Всякий дар, в том числе и дар рисования, для того и дан Богом, чтобы им прославлять Его. Мы знаем, что Бога можно прославлять даром слова (устного или письменного), пения, стихосложения, игры на музыкальных инструментах и др. Также можно Его прославлять и этим даром.

д) Иконы нужны для украшения храмов Божиих. Заходя в хорошо расписанный храм или собор, чувствуешь, что этот дом сделан и украшен действительно для Царя.

9. Зачем нужно внешнее, телесное почитание икон и свя­тынь, если Богу нужно поклоняться в «духе и истине?» (Ин. 4, 23). Не мешает и не затмевает ли это поклонение живому Богу? Место о поклонении Богу в духе и истине цитируют протестанты необычайно часто, думая, что оно в действительности опровергает православную практику почитания икон и святынь и что поклонение в духе и истине противо­поставляется поклонению Богу с использованием тела и внешних знаков поклонения. Но это не так. Давайте внима­тельно постараемся понять смысл этих слов, используя кон­текст, в котором они были сказаны. Во-первых, нужно от­метить, что здесь речь идет прежде всего о месте, а не о способе поклонения Богу. Христос отвечает здесь на вопрос где (а не как) нужно поклоняться Богу: «...Не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу: но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покло­няться Отцу в духе и истине...» (ст. 21, 23). Раньше Дух Божий пребывал в Иерусалиме в храме (по вере же самарян - на святой горе).

Теперь же Дух Святый дается в Церкви всем верующим, и везде, где находятся ученики Христа, они могут покло­ниться Богу, на любом месте, а не только в Иерусалиме или на горе. Но здесь вовсе нет запрета внешне, физически по­клоняться Богу, используя тело и внешние предметы при поклонении. Ведь если поклонение в духе нужно понимать так, как протестанты, то нужно вообще умереть и покло­няться Богу чисто в духе, без участия тела. Мы же исполь­зуем при поклонении песнопения и молитвы и сами пока что находимся в теле.

На молитве мы встаем на ноги или на колени, произносим нашим телесным языком слова молитвы, и вообще приходим в храм в теле, не в духе же просто, а значит уже не чисто в духе поклоняемся Богу - разве это не очевидно? Хотя, ко­нечно, это место можно толковать и так, что не формально, а в духе, т. е. в сердце, истинно, а не напоказ и по традиции нужно поклоняться Богу. Но это тоже никак не говорит о том, что нельзя внешне никак выражать своего поклонения. Ведь можно со свечкой в руке и перед образом умиляться и плакать, а у нас, стоя на молитве без ничего с закрытыми глазами, иметь холодное сердце и думать о своем. Это ведь зависит от каждого человека лично, а не от того, насколько много внешних форм используется при молитве и поклоне­нии Богу. Ал. Павел пишет: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших...» (1 Кор. 6, 20). Кроме этого, внешнее поклонение не только не запрещено и не мешает поклоня­ться Богу в духе и истине, но очень помогает этому. У нашего пастора в Артемовске 11 детей. Фотографию каждого из них он сделал особо в изящной рамочке и поставил их в шкафу на отдельной полочке красиво, полукругом, всех по возрасту. Кто бывает у него в гостях - прежде всего обращает на это внимание. Представьте теперь себе, что кто-то вполне серьез­но заподозрит, что Иван Михайлович перестал любить своих детей, а любит вместо них их изображения. Какой был бы абсурд так расценить этот поступок! Ведь как раз именно любовь к своим детям побудила отца сделать их образы и поставить их на видное место, чтобы они постоянно и дея­тельно напоминали ему живых детей. Или представьте себе, что жена станет ругать мужа за то, что в своем бумажнике он носит ее фотографию и любит не ее саму, а ее фото. Не­вообразимо глупо? Но на это похожи наши претензии к православным, что они вместо Бога стали чтить и покло­няться Его изображениям. Многие со всей уверенностью меня убеждали (а некоторые и со слезами - так им было меня искренне жаль) и пытались вразумить, чтоб я не впадал в такое идолопоклонство и не поклонялся деревяшке и изобра­жению вместо Бога живого. Ведь так думать так же нелепо, как обвинять нашего пастора, что он вместо живых детей своих стал любить их изображения. Почитая образ Христа или святого, православный чтит не бумагу и не сам по себе образ, а то лицо, которое на нем изображено. Или протестан­ты действительно думают, что православные не понимают, что Христос не бумажный? И грех ли будет, если он поцелует этот дорогой ему образ? Это будет не более грешно, чем если какая-нибудь сентиментальная женщина, переживая разлуку со своим сыном, поцелует его фото и прижмет его к сердцу. Если же мы имеем право сделать образы наших детей, оформить их в рамочку и поставить на особое почетное место, то тем более Церковь имеет право иметь у себя образы Христа, своих наставников, мучеников и учителей, украсить их, поместить на видное место и оказывать им должное почте­ние. К тому же, по Писанию, духовное родство должно быть для нас ближе земного. И присутствие образов не затемняет поклонение Богу в духе и истине, а, наоборот, только со­действует и побуждает к этому.

Сейчас я, смотря на иконы, видя и понимая действитель­ное отношение к ним православных, думаю: насколько нужно духовно и умственно развратиться и деградировать, язычником какого века нужно быть, насколько нужно не­навидеть Церковь, чтобы обвинять православных в поклоне­нии дереву и краске и не суметь понять переносный смысл иконопочитания, что через почитание образа воздается по­читание самому лицу, чей образ изображен на иконе.

10. Теперь свидетельства от обратного. У дьявола есть множество своих образов, которые проповедуют его принци­пы и учение. Это образы и боевиков, и развратных женщин, и сатанистов типа prodigy, и всякие ужасные демонические образы из фильмов ужасов, которых сейчас, как никогда, стало много повсюду. Осквернительные образы используются и на сходках сатанистов - на рок-концертах и подобных встречах. Когда же придет антихрист, то он заставит поклониться всех не просто себе, а своему образу, своей «иконе» (Откр. 14, 9, 11; 16, 2; 20, 4). Размыслите, кому и в этот раз противостоит дьявол? Кого он копирует, кому подражает и что извращает? Очевидно, что подражает он Церкви, поклоняющейся Христу и Его образу. Вместо Сына Божия Христа сатана явит своего сына антихриста, а вместо иконы Христа заставит поклоняться иконе антихриста. Уже и сейчас вместо почитания образов слуг и угодников Христо­вых дьявол заставляет мир почитать и преклоняться пред образами своих угодников и вместо икон вешать в своих домах образы развратных женщин, голливудских киногероев и пр. своих слуг. Тот же Кашпировский и ему подобные в подражание исцелениям, которые происходят от святых икон, и сами «исцеляли» через свои фотографии. Опять ока­зывается, что не с нами сатана воюет и не нам противостоит, а противостоит он Церкви с истинными образами.

Итак, вот вкратце главные обоснования для иконопочита­ния, насколько я мог его изучить и понять. Почему же мы отвергли иконы, если они были с самого первого века в Церкви и если сам Христос оставил минимум две свои иконы чудесным образом? Почему мы не прославляем и не пропо­ведуем о Христе таким способом, если он настолько эффекти­вен? Почему мы не прославляем святых, если Бог Сам дал им славу? Почему мы не общаемся со святыми, ведь мы -одно тело, и у Христа все живы, и в Нем соединено небесное и земное? Почему мы не молимся об умерших, если Библия дает нам такие примеры, если и евреи, и первая Церковь молились о них? Почему мы отвергли иконы и не используем их на богослужениях, если они так помогают сосредотачи­ваться на Боге и молиться? Почему у нас нет их, ведь дьявол своими действиями сам указывает, что Церковь, против которой он враждует, имеет истинные образы? Есть ли ответы у нас на эти вопросы?