Евхаристия

 

Оглавление:

Свидетельство Священного Писания Нового Завета о Евхаристии

Мысли Святых Отцов и Учителей Церкви о Евхаристии

Свидетельства записанные в Патериках и Житиях святых о Евхаристии

О Евхаристии в исследованиях по Патрологии

Мысли православных богословов о Евхаристии

 

 

Свидетельство Священного Писания Нового Завета о Евхаристии (к оглавлению)

Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною; Сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. (Ин. 6, 48-58)

И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая учениками, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал им и сказал: пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28)

И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою; ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается. (Лк. 22,17-20)

Господь ежедневно прилагал спасаемых к одному и тому же (επι το αυτο) (Деян. 2,47) - сравни с Синодальным переводом: Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. или Новый Завет и Псалтырь. SGP,1990.: А Господь прибавлял к ним спасаемых каждый день. Протопресвитер Николай Афанасьев считает, что «επι το αυτο« есть указание на Евхаристию (Прот. Н.Афанасьев. Трапеза Господня. Рига,1991. С.7-14).

Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. (1Кор. 10,16-17)

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарил преломил и сказал: «приимите, ядите сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть есть от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду. (1Кор. 11,23-34)

Мысли Святых Отцов и Учителей Церкви о Евхаристии (к оглавлению)

Пусть же никто не ест и не пьет от Благодарения вашего, кроме как крещеные во Имя Господне. (Учение Двенадцати Апостолов. // Писание мужей Апостольских. Рига, 1994. С.35)

В день Господень, собравшись, преломляйте Хлеб и благодарите, исповедовав предварительно согрешения ваши, чтобы жертва ваша была чиста. (Учение Двенадцати Апостолов. // Писание мужей Апостольских. Рига, 1994. С.35)

Итак, старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. (Святитель Игнатий, епископ Антиохийский (+20.12.107 г.). Послание к ефесянам. // Писание мужей Апостольских. Рига, 1994. С.275)

Итак, старайтесь иметь одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете вы о Боге. (Святитель Игнатий, епископ Антиохийский. Послание к филадельфийцам. // Писание мужей Апостольских. Рига, 1994. С.335)

Они удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости. (Святитель Игнатий, епископ Антиохийский. Послание к смирнянам. // Писание мужей Апостольских. Рига, 1994. С.342-343)

Только та евхаристия должна, почитаться истинной, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. (...) Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив что одобрит Он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. (Святитель Игнатий, епископ Антиохийский. Послание к смирнянам. // Писание мужей Апостольских. Рига, 1994. С.343)

Безрассудны вовсе те, которые презирают устроение Божие и отрицают спасение плоти, и отвергают ее возрождение, говоря, что она не участвует в нетлении. Но если не спасается она, то значит и Господь не искупил нас своею кровию и чаша Евхаристии не есть общение крови Его, и хлеб, нами преломляемый, не есть общение тела Его. (Святой Ириней Лионский. Против ересей. V,2:2 цит. по Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. R.B.R. Нью-Йорк, 1989. С.36)

Церковь пребывает в святости лишь потому, что непрестанно смывает свои грехи кровью Распятого. (Ориген, - цитируется по Аман А. Путь Отцов. Краткое введение в Патристику. М.,1994. С.85)

Сам Христос объявил о хлебе: Сие есть Тело Мое. Кто же отныне дерзнет сомневаться в этом? Когда Сам Он решительно утверждает: Сие есть Кровь Моя, кто усомнится и скажет, что это не Его Кровь? (святитель Кирилл Иерусалимский. Четвертое тайноводственное слово, 1)

Когда же питаемся священнейшим Хлебом и пием Божественную чашу, сообщаемся той самой Плоти и той самой Крови, которые восприняты Спасителем, и таким образом соединяемся с Воплотившимся за нас, и Обоженным, и Умершим и Воскресшим. (Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский (+1371). Семь слов о жизни во Христе. М.,1874. С.24)

Свидетельства записанные в Патериках и Житиях святых о Евхаристии (к оглавлению)

Чудо Пресвятой Богородицы, побудившее Космиану, жену патриция Германа, возвратиться в лоно Святой Церкви из ереси Северовой.

Пресвитер Анастасий, ризничий церкви Святого Воскресения Христа, Бога нашего, передавал нам, что однажды в ночь под воскресенье Космина, жена патриция Германа, прийдя одна, желая поклониться святому и животворящему гробу Господа нашего Иисуса Христа - истинного Бога. Она уже приблизилась к вратам святилища, и вот на встречу ей явилась видимым образом наша Владычица Пресвятая Богородица, в сопровождении других жен.

- Ты не принадлежишь к нам, не наша, поэтому и не входи сюда, сказала Богоматерь.

Космиана действительно принадлежала к секте Севера автокефала.

На настойчивые мольбы о дозволении войти ко святому Гробу Богоматерь отвечала:

- Поверь мне, женщина, что ты не войдешь сюда, если не присоединишься к нам.

Поняв, что уклонение в ересь возбраняет ей доступ к святыне, которой она не увидит, пока не обратится к святой кафолической и апостольской Церкви Христа, Бога нашего, Космиана тотчас позвала диакона. Когда диакон пришел с святой чашей, она причастилась Святых Тела и Крови великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а затем удостоилась беспрепятственно поклониться и святому животворящему гробу Господа. (Блаженный Иоанн Мосх (+ ок.619г.). Луг Духовный. ТСЛ,1896. С.65

О Евхаристии в исследованиях по Патрологии (к оглавлению)

Уже в «Учении двенадцати апостолов» («Дидахи») употребление хлеба в евхаристии объясняется как символ Воскресения и Преображения. Переход от ветхого к новому лежит через смерть, через полную трансформацию: пшеничные зерна перемалываются в муку, из которой выпекается хлеб: новая жизнь начинается, только когда зерно падает в землю и умирает. Тот же символизм применим и к вину: чтобы изготовить вино, нужно раздавить виноград и дать ему перебродить, дав начало новой, преображенной природе. (Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. R.B.R. Нью-Йорк, 1989. С.20)

... можно заключить, что греческое выражение эпи то авто было техническим термином для обозначения евхаристического собрания. (Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. R.B.R. Нью-Йорк, 1989. С.22)

Собираясь в определенном месте для совершения евхаристии, Церковь нуждалась в определенных организационных правилах и особенно в руководстве. Евхаристия рассматривалась как некое «воспроизведение» Тайной Вечери, и поэтому кто-то один должен был занимать место Христа. Св. Игнатий всегда называет главу евхаристического собрания «епископом», вводя ясность, которой не существовало в новозаветной терминологии. (Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. R.B.R. Нью-Йорк, 1989. С.23)

Воплощение и восстановление лежат в основе нашего совершения евхаристии, через которую человек в самом реальном, физическом смысле делается причастником Божиим. Участие в евхаристии Ириней считает неоспоримым доказательством неправоты гностиков, отрицательно относившихся к телу и ко всему материальному вообще. Для них, приемлющих лишь духовное, совершение евхаристии было пустой тратой времени, Для Иринея через евхаристию не только человек, но и все творение воссоединяется со свои Творцом и Спасителем. (Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. R.B.R. Нью-Йорк, 1989. С.36)

Каждая поместная церковь возглавляется епископом, предстоящим в евхаристии и тем самым осуществляющим «евхаристическое восстановление». Так же как и Игнатию, Иринея свойственно очень реалистическое понимание евхаристии: только в контексте евхаристического собрания верных обнаруживается «дар Истины», которыми наделены епископы. (Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. R.B.R. Нью-Йорк, 1989. С.41)

Мысли православных богословов о Евхаристии (к оглавлению)

В таинстве Евхаристии, учит Святая Церковь, совершается воистину приложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Это приложение совершается в Церкви и для Церкви. Принимаешь ли ты освященные дары, или поклоняешься им, или думаешь о них с верой ты действительно принимаешь Тело и Кровь Христову, во всяком случае, в вере или неверии, ты освящаешься или осуждаешься Телом и Кровью Христовою. (Церковь ее свойства и благодатная жизнь. (По А.С. Хомякову) М.,1910. С.67)

Евхаристия была, есть и будет центральным нервом христианской жизни. (Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Paris,1947. С.25)

Иерей, а с ним и все молитвенное собрание и всякий верующий, должен в Евхаристии сосредоточить всю свою молитвенную жизнь. К евхаристической Чаше приносится всякая скорбь и всякая радость; они должны растворяться в Ней. Евхаристия должна обнимать и освящать всю жизнь христианина, его творчество, его дела и порывы. (Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Paris,1947. С.28)

Природа самой Церкви - евхаристична. Церковь есть Тело Христово. Евхаристия есть также Тело Христово. Поэтому без Евхаристии нет церковности, нет и не может быть оцерковления жизни. Также и Евхаристия немыслима вне Церкви. Вне Церкви можно лишь представлять Сионскую Вечерю, символизировать ее, но не совершать евхаристического жертвоприношения. Вне Церкви она безблагодатна. Евхаристия, как и вообще таинственная жизнь, не может быть без освящающей силы Святого Духа. (Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Paris,1947. С.25. P.S.- жирным выделил автор)

Евхаристия есть вкушение небесного хлеба в приобщении Тела и Крови Христовых, согласно установлению самого Господа. Таинство это может быть совершено только законно рукоположенным священником или епископом. Церковь учит, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, подаваемые для причащения (хотя она и не разделяет латинского учения о transsubstantiatio с различением изменяющейся субстанции и не изменяющихся акциденций). В Святых Тайнах истинно присутствует Христос, подающий Себя в причащении. Но этим последним пользование святыми дарами в Православии и ограничивается. Оно не знает выставления святых даров для поклонения и нарочитого их для этого освящения уже не для причащения, но для адорации, как это, не без насилия над прямой целью установления таинства, практикуется в католичестве. Освящение святых даров совершается в течение всей Литургии, причем самой важной совершительной частью ее является произнесение установительных слов Спасителя, сопровождаемое призыванием Святого Духа с их благословением (эпиклезис). Все верующие причащаются под обоими видами, т.е. не только священнослужители, но и миряне. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы, по силе жертвы Голгофской, она приносится «о всех и за вся», за живых и умерших. (Протоиерей Сергий Булгаков. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Paris, 1989. С.249-250)

Православная Церковь отвергает учение о том, что евхаристические Святые Дары - лишь интеллектуальные и психологические символы, иначе во время совершения Литургии и раздачи причастия, люди призывались бы просто думать об Иисусе Христе и приобщаться Ему «в своих сердцах», и тогда Евхаристия была бы сведена к обычной трапезе, где единение с Богом осуществляется только на мысленном уровне.

Но однако, говоря об евхаристических Дарах, православное предание все же часто употребляет термин «символы», а литургическую жертву называет «духовной и бескровной». Церковь пользуется этими словами потому, что В Православии реальное, подлинное, действительное не противопоставляется символическому, духовному или мистическому. Напротив, вся действительность - мир и сам человек - реальна лишь постольку, поскольку она сама может являть и открывать нам Бога. Тело и Кровь Христовы подлинны именно потому, что хлеб и вино являются тайнами и символами настоящего и истинного Его присутствия. Поэтому через принятие хлеба и вина, мистически освященных Святым Духом; через Христа, который Сам есть «хлеб жизни» (Ин. 6. 34,41), - мы достигаем подлинного причастия Богу. (Протоиерей Фома Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк,1987. С.92-93)

В Евхаристии Церковь становится тем, что она есть, исполняет себя как Тело Христово, как божественную parousia - присутствие или сообщенность Христа и Его Царства. Православная экклезиология - это истинно евхаристическая экклезиология. Ибо в Евхаристии Церковь совершает переход из мира сего в мир грядущий, в eshaton; участвует в Вознесении Господа и в Его мессианской вечере, внушает «радость и мир» Царства. Таким образом, вся жизнь Церкви укоренена в Евхаристии и есть плод этой евхаристической полноты во времени «мира сего», образ которого «проходит». И это поистине миссия Церкви.(Протопресвитер Александр Шмеман. Церковь. Мир. Миссия. (мысли о Православии на Западе) М.,1996. С.249)

Евхаристия - всегда Конец, таинство парусии, но она же - всегда начало, исходная точка: отсюда начинается миссия. (Протопресвитер Александр Шмеман. Церковь. Мир. Миссия. (мысли о Православии на Западе)М.,1996. С.252)

Евхаристическая жертва есть акт самоприношения за мир; что мир - объект Божественной любви, Божественного творения, Божественного попечения, что он должен быть спасен, преображен, претворен. (Протопресвитер Александр Шмеман. Церковь. Мир. Миссия. (мысли о Православии на Западе) М.,1996. С.256)

Как Тело Христово, Церковь во всей полноте проявляется в евхаристическом собрании каждой местной церкви, т.к. в Евхаристии Христос присутствует в полноте Своего Тела. Поэтому каждая местная церковь имеет всю полноту Церкви, т.е. она есть Церковь Божия во Христе. Полнота природы Церкви обусловливает ее единство, выражающееся в евхаристическом собрании каждой церкви. (Протопресвитер Николай Афанасьев. Una Sancta. //Православная община №34 (№4,1996). С.77)

Церковь пребывает там, где имеется евхаристическое собрание. (Протопресвитер Николай Афанасьев. Una Sancta. //Православная община №34 (№4,1996). С.77)

Эмпирические границы Церкви определяются границами евхаристического собрания. (Протопресвитер Николай Афанасьев. Una Sancta. //Православная община №34 (№4,1996). С.77)

На иврите слово, означающее хлеб, «лехем», также означает танец, мечту, примирение, прощение. (Олевье Клеман. Свидетели надежды в кризисном мире. //Православная община №2,1994. С.38)

Христианское богослужение - всегда воспоминание о Христе во плоти, и именно по этому оно становиться воспоминанием, то есть ожиданием и предвосхищением Его Царства. Именно потому, что Литургия Церкви космична, то есть объемлет во Христе все творение, и потому, что она всегда исторична, то есть объемлет во Христе все время, она также может быть и эсхатологична, то есть в ней мы становимся истинными наследниками будущего Царства. (Протопресвитер Александр Шмеман. Богослужение в секулярном веке. // Православная беседа. №27(№3,1995). С.68)

Отлучение от Церкви было отлучением от евхаристического собрания, в котором Церковь осуществляла себя как Тело Христово. Причастие Таинству Церкви вытекало непосредственно из Крещения - таинства вступления в Церковь и никаких других «условий» причастия в ранней Церкви не было. Член Церкви - это тот, кто причащается Церкви в Таинстве Церкви, поэтому в одной из древних Литургий одновременно с оглашенными и кающимися, т.е. отлученными, призываются оставить собрание Церкви и все не причащающиеся. Это восприятие причастия, как осуществления членства Церкви, можно назвать экклезиологическим, и, очевидно, сколько бы оно не затемнялось и не усложнялось в дальнейшей истории Церкви, никогда не было отменено и составляет первичную и вечную норму Предания Церкви. (Протопресвитер Александр Шмеман. Исповедь и причастие. // Православная община №4(10)1992. С.44)

Перед трапезой Господней единственное достоинство причастника в том, что он понял и узрел бездну своего недостоинства. (Протопресвитер Александр Шмеман. Исповедь и причастие. // Православная община №4(10)1992. С.48)

Где совершается Евхаристия, там и Церковь в своей полноте как Тело Христово. (Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Поместная Церковь с точки зрения Евхаристии. // Православная община №4-6,1993. С.51)

Смысл поместной церкви выражают два составляющих единство экклезиологических принципа:

а) кафолическая природа Евхаристии, т.е., каждое евхаристическое собрание должно включать всех членов Церкви данного места без различия возраста, профессии, пола, народа, языка и т.д.

б) географическая природа Евхаристии, т.е., евхаристическое собрание, а через него и Церковь, всегда представляет собой общину конкретного места. (Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Поместная Церковь с точки зрения Евхаристии. // Православная община №4-6,1993. С.51)

Главная функция епископа в Православной Церкви заключается в председательствовании на евхаристическом собрании. (Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Поместная Церковь с точки зрения Евхаристии. // Православная община №4-6,1993. С.53)

Евхаристия является тем моментом в жизни Церкви, в который совершается предвосхищение эсхатона. Анамнесис Христа должен пониматься ни как простое повторение прошлого события, но как анамнесис будущего, как эсхатологическое событие. В Евхаристии Церковь становиться отражением эсхатологической общины Христа, Мессии, образом Триединой жизни Бога. В рамках человеческого существования это означает прежде всего преодоление всех разделений, природных и социальных, которые поддерживают существование мира в состоянии дезинтеграции, распада, разложения и в конечном итоге смерти. Так или иначе все культуры причастны этому падшему и разделенному миру, и как следствие - все они содержат элементы, которые должны быть трансцендированы. Если Церкви при осуществлении своей поместности, не удается явить образ Царства, это не Церковь. Точно так же, если евхаристическое собрание не являет собой такого образа, то это не Евхаристия в истинном смысле. (Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Поместная Церковь с точки зрения Евхаристии. // Православная община №4-6,1993. С.58)

Таинство Святой Евхаристии исторически было средоточием древне-христианского благочестия, и мистически всегда является живым средоточием церковной жизни, Полнота Богоприсутствия здесь достигает наибольшей силы. (Протопресвитер Георгий Флоровский. Дом Отчий. // Вестник западно-европейского патриаршего экзархата. №109-112,1982. С.186)

1) Хлеб, воспринявший призывание Бога, становиться Евхаристией, т.е. причастием, являющимся единением двух элементов: земного и небесного, т.е. даров и Слова Божия.

2) Хлеб воспринят Словом Божиим, Которое можем таким образом, отождествить с тем небесным элементом, о котором говорит в первом случае Сама Евхаристия - единение небесного и земного - является Телом Христовым, или, точнее Телом и Кровью Христовыми.

3) Восходя вы в происхождении Евхаристических Даров, указывая нам на пшеницу и на лозу виноградную, как на вещества, которые, восприняв Слово Божие, станут Евхаристией, т.е. Телом и Кровью Христовыми. Так как для плотской жизни человека ему необходима пища и питие, начатком которых является хлеб и вино то угодно Слову Божию воспринимать начатки предложенные в дар Господу Богу, дабы человек, ими питаясь, насыщался не только физически, но и духовно и таким образом, вкушая от сего нового Древа Жизни, становился бессмертным.

Следовательно, Божественная Евхаристия органически продолжает Господне домостроительство, выразившееся в сотворении мира и в воплощении Сына Божия.

* В преложении даров мы имеем не только таинственное появление Тела и Крови Христовых на престоле с сохранением внешнего вида хлеба и вина, как учат католики, или же самого хлеба и вина, как думают лютеране, а всецелое восприятие Словом Божиим предложенных даров, которые тем обращаются в Тело и Кровь Христовы. (Вестник западно-европейского патриаршего экзархата, №36,1960. С.44-45)

Святая Литургия - это непрестанное осуществление спасения и обожения человеческого существа: осуществляется величественное домостроительство обожения, спасения. (архимандрит Иустин (Попович). Подвижнические и богословские главы. // Глаголы жизни. №2,1992)

Только тот понимает Церковь, кто понимает Литургию. (А.С. Хомяков цитируется по архимандрит Иустин (Попович). Подвижнические и богословские главы. // Глаголы жизни. №2,1992)

На самой Тайной Вечере произошло событие, неповторяемое и имевшее место только в эти священные мгновения: причащались не только ученики, хотя святые, но все же люди. Причащался и Сын Божий, Богочеловек, бессмертный Учитель их. Что это значит и как понять происходившее тогда?

Для этого необходимо обратиться к словам Самого Причащавшего: «Ядущий Мою Плоть - говорит Он - и пиющий Мою Кровь пребывает во мне и Я в нем»(Ин. 6,56).

Обратим внимание на то, что Господь говорит сначала «во Мне» - а потом «и Я в нем». Оба выражения вовсе не синонимы, ибо слова Господни не литература. Каждое из них имеет самостоятельный смысл.

«Во Мне» означает присутствие во Христе причащающихся. Присутствие именно с плотию и кровию. Как это возможно? - Ответ может быть только один: через принятие Христом плоти и крови причащающегося. Господь затем принял плоть человечества, чтобы ее спасти и обожить. «Тела ваша суть члены Христовы» (1Кор. 6,15). Обоженная через соединение со Христом плоть делается «Храмом Святого Духа» (1Кор. 6,19).

Это происходит потому, что Христос принял не схематическую, абстрактную плоть фиктивного «общечеловека», а реально, конкретно и индивидуально плоть каждого из нас. Это принятие осуществляется, совершается индивидуально в Евхаристии, Которая есть нерасторгаемый элемент воплощения и его сущностная сердцевина. Без Евхаристии нет плодов воплощения. В не принимающего Евхаристии как бы не воплощается Христос. Поэтому он остается и вне спасения - вне жизни, вне обожения, которые только во Христе и через Христа.

«Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Ис. 8,17-18). А так как дети причастны плоти и крови, то Он также воспринял оныя, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2,13-14). Толкуя этот текст в единственном возможном евхаристическом смысле, архиепископ Иннокентий Таврический говорит: «Спаситель и Господь наш приобщился плоти и крови всего человечества принятием на Себя естества нашего» (Слово в Великий Четверток, op. cit. стр. 306).

Но какую чистоту надо иметь, чтобы быть вполне достойным причастием для Господа Сил! Страшно подумать. Но нашелся такой человек. Им была Божья Матерь. Через Нее причастился Господь нашей плоти. Поэтому Ею и через Нее совершается причащение, вне Ее совершенно невозможное. Отсюда и благодарственная молитва после причащения, не только обращенные ко Христу, но и к Божьей Матери: «благодарю Тя, яко сподобила мя еси недостойного причастника быти пречистого Тела и честныя Крови Сына Твоего» ... «и сподоби мя, до последнего издыхания, неосужденно приимати пречистых Тайн освящения во исцеление души и тела».

Заклание Его Тела и пролитие Его Крови есть в то же время заклание Тела и пролитие Крови Божией Матери, давшей Свою плоть для воплощения Слова.

Святая Чаша, Честный Потир, без которого нет причащения, таинственно изображает Божию Матерь. «Радуйся стамно златая»! И лобзая его край, лобзая тем самым ребро Господа, источившего нам Кровь спасения, мы лобзаем и раны Божией Матери, уязвленной орудием Креста. (В.Н. Ильин. Запечатаный гроб Пасха нетления. Объяснение служб Страстной недели и Пасхи. ТСЛ,1995. С. 38-40)

Cоставил иеромонах Андрей