ПОМОЩЬ ПРИДЕТ ИЗ РОССИИ

 

Далеко,на севере Швеции, под стылыми ветрами Заполярья, в окружении громоздких протестантских кирх смелои весело рвется в небо главка маленькой православной церквушки. Откуда она здесь?

Мороз за тридцать завис над шведской деревней Лан-денпаа сизой прозрачной дымкой. Собиралась ехать се-годня на встречу с Бенгтом Похьяненом, что живет в пя-тидесяти километрах от де-ревни, но по такой погоде хо-роший хозяин и собаку не выгонит. Остаюсь дома, ко-нечно, расстраиваюсь, конеч-но, огорчаюсь.

- Включить телевизор? -предлагает хозяйка, русская женщина Анна, определившая меня к себе на постой.

- А что еще делать? Вклю-чай...

На экране немолодой мужчина с маленькой оклади-стой бородкой и грустными глазами.

- Бенгт! - ахает Анна, -надо же, Бенгт!

Да, Бенгт Похьянен. Пять-десят километров остались сэкономленными, а знаком-ство состоялось. Мы перехит-рили мороз. Всматриваюсь в лицо человека, о котором много слышала и ради встре-чи с которым приехала в этот далекий северный край. Он что-то спокойно, неторопли-во рассказывает, и среди шведских слов я с радостью улавливаю три русских - Бог, любовь,Достоевский. Надо ли утруждать мою верную по-мощницу Анну переводом? Бог, любовь, Достоевский -Бенгт Похьянен говорит о Православии.

Что я знаю об этом чело-веке? Бывший протестант-ский священник, живший в благополучии, достатке, ува-жении и почитании, писа-тель, специалист по культуре, очень востребованный швед-ским обществом, издавший много книг, имеющий имя в литературе.

И вот, наконец, Бенгт Похьянен встретил нас на по-роге своего дома, усадил по-ближе к камину, согрел чаю.

- Бог, любовь, Достоев-ский? - спрашиваю по-рус-ски.

Бенгт смеется.

- Я знаю еще одно слово - «образ», - с трудом выгова-ривает он русские слова.

Маленькая церковь соеди-нена с домом широкой дере-вянной лестницей. Спускаюсь в нее и ощущаю подкативший к горлу комок. Наши роднень-кие русские святые, «завсегда-таи» православных горниц, взирают с чудных икон. Пре-подобный Сергий Радонеж-ский, преподобный Серафим Саровский, Казанская Божия Матерь, «Всех скорбящих Ра-дости». Самые почитаемые на Руси иконы вокруг. Далека я от Руси, а все равно - дома. Как премудро устроено Со-здателем: дом там, где отрада твоей душе. А уж здесь моей душе великая отрада.

Все иконы написаны же-ной Бенгта Моникой. Она пре-подает в школе шведский и ан-глийский, но рисовала всегда, и в той, далекой теперь уже, протестантской жизни балова-лась портретами, натюрморта-ми, пейзажами. Они бережно развешаны по стенам большо-го дома. Ходила и любовалась, отдавала должное вкусу, чувст-ву цвета, композиционной четкости. Но вот спустилась в храм и - возликовала. Мой путь по дому, из комнаты в комнату (здесь пейзаж, там портрет), все ближе и ближе к церкви - это путь самой Мо-ники - к иконе.

- С чего же началась ваша дорога к Православию? -спрашиваю Бергта.

- Моника первая пошла по этому пути. «Братья Кара-мазовы». Книга появилась в нашем доме, когда я был свя-щенником лютеранской церкви. «Карамазовы» Монику потрясли. Она первая завела разговор о православной ве-ре. Я священник, я эти разго-воры всерьез не принимал. Видно, не настала еще пора...

Да, пора еще не настала, но часы лютеранского свя-щенника по секундочке, по минутке уже отсчитывали православное время.

Откуда взялся он, нечаян-ный путник, русский человек Александр, на пороге дома лютеранского священника Бенгта слякотной осенней ночью? Бенгт дал ему кров, и они проговорили до утра. Александр, православный христианин, рассказывал Бенгту о Святой Руси, о вели-ких подвижниках благочес-тия, с радостью умиравших за православную веру о Солов-ках и Сергии Радонежском.

- Я почувствовал в словах Александра несокрушимую силу. Так можно говорить только об истине. Он уехал, а мы с Моникой вспоминали его каждый день. Очень хоте-ли побывать на Соловках, ведь это от нас не так уж и да-леко географически.

- Побывали?

- Господь так щедр на уди-вительные подарки. Представ-ляете, вскоре получаем от Александра приглашение посе-тить Архангельск и Соловки...

Господь и намерения це-лует, говорит святитель Ио-анн Златоуст. Кто был на Со-ловках, тот знает, как спаси-тельны и чисты слезы на мес-те жестоких страданий вер-ных Божиих рабов, не пре-давших Христа, а выбравших смерть во имя жизни. Работа души началась там. А продол-жилась дома, когда Бенггт стал жадно читать святых отцов, а Моника - делать первые наброски северных православ-ных церквушек. Тихон Задон-ский: труды этого святого по-движника оказались благо-словенной каплей, перепол-нившей чистую душу жажду-щего истины лютеранина-шведа. Он уже почти решался оставить священство и при-нять Православие, сердце то-ропило, ум предостерегал..

У него уже была малень-кая иконка святителя Тихона Задонского. Однажды утром он встал перед ней в привыч-ном раздумье и смятении, И будто голос услышал: «Из Рос-сии ты получишь помощь..» И сразу завертелись, замельте-шили в голове вопросы: от кого? когда? каким образом?

Вскоре он увидел сон. Чудный православный, храм, светлый, наполненный поко-ем и благодатью. Небольшой. И главка над ним невеликая. Пришло время. Теперь уж он знал это точно. Лютеранский священник Бенгт и его жена Моника принимают право-славную веру. Его крестят с именем Венедикт, ее - с име-нем Кристина.

А дальше что? Дальше они уезжают из большого и сыто-го дома в эту северную глухо-мань, за Полярный круг, дабы начать жизнь с нулевого цик-ла. Уже немолодые, с пятью детьми, непонятые соотечест-венниками, с заветным жела-нием построить здесь увиден-ную во сне православную церковь.

- Вы сразу решили, что это будет Преображенский храм?

- Сразу. С нашими душа-ми произошло великое чудо Преображения. Мы пришли к Истине. Мы приготовились Истине служить.

Денег на строительство храма у них не было. Но, под-чиняясь какой-то внутренней команде, они все-таки при-ступают к закладке фундамен-та. А морозы! Даже я, пробыв-шая в Северной Швеции за Полярным кругом недолго, знаю, какие здесь бывают мо-розы. Ио доброе дело отсроч-ки не терпит, Начали...

- Как же все-таки рискну-ли?

- На авось. - улыбается Бенгт. - Так ведь это по-рус-ски - на авось? Пришел рабо-чий, атеист, но выбора не бы-ло. Договорились о плате.

- Я в Бога не верю, - чест-но заявил работяга.

- Ничего, - успокоил Бенгт, - зато Бог верит в тебя, в то, что ты все сделаешь как надо.

Свои, лютеране, его не по-нимали. Деликатные смущен-но улыбались, при встрече опускали глаза, другие крути-ли у виска, но были и такие, которые открыто и враждеб-но гнали православную се-мью Похьяненов в Россию,

- Уезжайте, там ваше мес-то.

- Нет, я буду жить здесь, - твердо отвечал на выпады Бенгт.

И жил. И строил. Поти-хоньку дошло дело до купо-лов. Бенгт был на Соловках, в Архангельске и хорошо пред-ставлял, каким должен быть православный храм на Севе-ре. Но как строить шатровый купол, как произвести инже-нерные расчеты, как не оши-биться? Переживали с атеис-том-строителем, нервничали, роптали. Но ни атеист, ни Венгт, ни тем более Моника в инженерных расчетах были не сильны. Сидят и горюют, дело стоит, выхода пе нахо-дят. Да вдруг "с толстой сум-кой на ремне» приходит почтальон и приносит увесистый конверт - письмо из России. Бенгт пожал плечами, ника-ких писем из России он не ждал. Вскрыл конверт и ах-нул; на сложенных в несколь-ко раз плотных листах бума-ги, за подписью неизвестного монаха Варсонофия. в кон-верте лежал,.. проект' купола, С точными расчетами, инструкциями, разъяснениями.

- Бенгт, да это просто чу-до какое-то...

- Помощь придет из Рос-сии! Помните, я рассказывал, будто голос слышал, стоя пе-ред иконой. Вот и пришла из России помощь.,. Мой бедный атеист побледнел от волне-ния, еще бы - на его глазах такое...

- Бог есть! - закричал. -Бог есть!

Денег за работу он не взял. За зиму церковь Преображе-ния Господня была построена. Приехал священник из Фин-ляндии, ее освятил. Бенгт воз-главил приход, став старостой единственной на севере Шве-ции православной церкви, Во-обще в Швеции до Бенгта был всего один православный храм - в Стокгольме. Теперь два. Храм полюбился быстро. Сюда приезжают в основном русские; их здесь много. Край суровый, северный, мороз-ный, многие живущие по де-ревням шведы одиноки, со-здать семью проблематично, мало кто из женщин отважится вить здесь семейное гнез-до, а русские женщины вьют, отважные русские жены се-верных шведов. Одна из них - Анна, мой переводчик. Для нее храм в лесной глуши - подарок. Пятьдесят километ-ров от дома - пустяки, если есть автомобиль. Сюда едут даже из Финляндии. Напри-мер, русская певица Вера Родионова, уже много лет жи-вущая в Финляндии, Она про-сто находка для Бенгта, ведь могла бы руководить церков-ным хором, регентовать.

- Могла бы Вера?

- Мне очень у Бенгта по-нравилось. Дом у него сердеч-ный, теплый, русский по духу. Мы, русские, разобщены здесь, а где еще нам, право-славным, собираться, как не под крышей Преображенско-го храма?

Я встречалась и разгова-ривала со многими русскими. Например, с Еленой Неудач-ной, молодой мамой, при-ехавшей сюда к мужу из Мур-манска:

- У нас есть свой Русский Дом за Полярным кругом -Преображенский храм, так чего нам еще искать? - сказа-ла Елена.

Но дело в том, что Бенгт Похьянен не священник. Он староста храма, а священника здесь нет. Иногда приезжает батюшка из Финляндии, еще реже - из Стокгольма. Да очень далеко, больше тысячи километров. И это еще одна серьезная проблема, с кото-рой столкнулся раб Божий Бенгт, в крещении Венедикт.

- Мы хотим присоединить-ся к России, в нашем приходе много русских, там их корни, их отечество. Самая ближайшая от Преображенского храма русская епархия - Карельская, город Петрозаводск, Может быть, можно присоединиться к этой епархии - Допускаю, есть другие пути, я плохо представ-ляю себе их, может быть, что-то не так делаю?

Недавно прихожанка хра-ма Клиппмарк поехала "ходо-ком" в Петрозаводскую епар-хию с письмом от всех рус-ских прихожан. В письме просьба: рукоположить Бенгга, дать ему возможность самому служить в храме, который он выстрадал, построил, благоуст-роил и подарил православным, заброшенным волею су-деб в заполярную Швецию. Среди них не только русские, есть и шведы, финны, румыны, сербы, украинцы. За прошлый год храм посетили девять ты-сяч человек, Бенгт всех приве-чает, окормляет, утешает, под-держивает. Конечно, едут сюда и за экзотикой. Посмотреть на местное диво - деревянный шатровый храм в стиле рус-ского северного зодчества. Но чаще - помолиться. Бенгт и сейчас не теряет времени да-ром. Он учит русский, церков-нославянский н верит, свято верит, что опять, как когда-то, как не раз уже. помощь придет из России. А откуда еще ждать ему помощи, если в храме, по-строенном им, взирают со стен великие молитвенники земли Русской - преподобные Сергий Радонежский, Сера-фим Саровский, Амвросий Оптинский, Тихон Задонский - надежная «группа поддержки» из верных воинов Христовых и при тихом свете лампад мо-лится коленопреклоненно и просит помощи православный швед с грустными глазами и окладистой бородой? Его мо-литва тиха, да упорна, и одна в ней «корысть» - любовь к Богу, к России, к русским.

 

Наталия Евгеньевна ДЕНИСОВА Швеция

журнал «Русский дом» 2001 №5